Осада Алеппо: почему США проспали час икс по Сирии?
Под словами «что-то произойдет» подразумевались шаги по политическому урегулированию в Сирии. Под «они» имелись в виду Россия и правительство Сирии. Тогда же Керри объявил, что час икс — 1 августа.
Американская мельница без хлебной муки
Ну вот, как говорится, и дождались. И что? Теперь, когда прошло уже несколько дней после этой даты, можно выдохнуть с облегчением: угрозы Керри в очередной раз оказались пустышкой.
Впрочем, даже и затаивать дыхание не пришлось. Активный Керри известен своими бесконечными челночными поездками и периодическими жесткими заявлениями. Это мельтешение редко когда приводило к результатам, за исключением, пожалуй, успеха на совместных переговорах о ядерной программе Ирана летом 2015 года.
На Востоке есть пословица про мельницу, работающую вхолостую, без хлебной муки. Шума много, а хлеба нет. Это про Керри.
«Путин имеет все основания без уважения относиться к предупреждениям Керри», — написала 3 августа газета «Вашингтон пост». Американские журналисты сетуют на то, что «Керри напрасно верит Путину». Но одновременно с разочарованием разводят руками насчет своего госсекретаря: «Москва игнорирует его угрозы – и никаких последствий».
Авторы напоминают, что ходили слухи, например, об американском плане Б по Сирии на тот случай, если не сработает план А о политическом соглашении. Были данные, что план Б предусматривал как минимум оказание более значительной военной помощи лояльным США вооруженным группировкам, выступающим против президента Асада.
Сирийская арифметика от Совбеза ООН
Но президент Обама не торопится с этим. Кстати, даже в самой дате 1 августа прослеживается нежелание Вашингтона предпринимать решительные действия. Ведь если следовать резолюции СБ ООН 2254, принятой 18 декабря 2015 года, в качестве ультиматума надо было бы называть 18 июня или хотя бы 1 июля.
Согласно тексту этого документа, переходный процесс к «заслуживающему доверия объединяющему правлению» в Сирии должен был быть завершен еще в июне. Резолюция отводила на это шесть месяцев, а в течение 18 месяцев в стране на основе новой конституции и «под надзором ООН» должны пройти новые выборы.
Отдадим должное ооновским крючкотворам: в резолюции даже не уточняется, а про какие выборы идет речь – президентские или парламентские, или и те и другие? Сказано только, что они должны быть «свободными и справедливыми». Ну и, конечно, параллельно с этим «все должны способствовать прекращению огня» в Сирии.
Итак, все возможные и невозможные сроки пройдены, а бои в Сирии продолжаются, более того, как раз сейчас правительственные войска берут ключевой город Алеппо в кольцо осады. Политический процесс буксует, и переговоры в Женеве отложены до конца августа. Означает ли это, что Керри пора выставлять новый ультиматум: например, до 1 сентября или октября?
Теория Гоббса для Сирии
Задача Керри – тянуть кота за хвост, и как можно дольше. И дело не в недоверии Путину, а в нежелании самого Обамы влезать глубоко в сирийский кризис. Нет, не потому, что американцы делают безоглядную ставку на возможные договоренности с Россией. Они не настолько наивны – это отговорка для публики.
Другое дело, что Сирии без Асада они опасаются уже не меньше, чем Сирии с Асадом. А потому и хотят ограниченного сотрудничества с Россией по этому вопросу.
Впрочем, страхи Америки не так велики, как Европы. От последствий сирийского конфликта США страдают гораздо меньше, чем напуганная наплывом беженцев и ростом терроризма Европа. Американцев, складывается ощущение, пока устраивает статус-кво в Сирии.
Не слишком заинтересован в быстром разрешении сирийского кризиса и Израиль. Только что мне прислал свою аналитическую статью профессор Эфраим Инбар из израильского Института имени Бегина и Садата (институт, в частности, консультирует премьер-министра Нетаньяху).
Название статьи провокационно: «Разрушение «Исламского государства» — стратегическая ошибка» (ИГ или ДАИШ – террористическая группировка, запрещенная многими странами мира, в том числе в России). Профессор объясняет выдвинутый тезис рядом причин. Так, будто бы хорошо, когда все террористы собраны в одном месте, и будет хуже, если они побегут восвояси, откуда приехали.