Пулемет Калашникова
Соединенные Штаты считают, что решение Генпрокуратуры России признать нежелательной деятельность иностранной неправительственной организации «Национальный фонд в поддержку демократии» ограничивает развитие гражданского общества в России. Об этом говорится в распространенном во вторник письменном заявлении официального представителя Госдепартамента США Марка Тонера.
«Мы глубоко обеспокоены официальным решением России включить „Национальный фонд в поддержку демократии“ в число нежелательных организаций, — цитирует ТАСС американского дипломата. „Эта акция, — утверждает Тонер, — представляет собой еще один пример усиливающегося наступления российского правительства на независимые голоса и еще один умышленный шаг к изоляции российских граждан от всего мира“.
Представитель Госдепартамента заявил также, что администрация США по-прежнему обеспокоена в связи с „ограничениями на деятельность независимых СМИ, гражданского общества, социальных меньшинств и политической оппозиции“ в России. Ранее американский „Национальный фонд в поддержку демократии“ выступил против принятого в России закона о нежелательных организациях. По мнению экспертов фонда, этот закон „нарушает Конституцию России и многочисленные международные нормы и договоры“.
Напомним, во вторник, 28 июля, Генпрокуратура РФ признала деятельность организации „Национальный фонд в поддержку демократии“ нежелательной на территории России. „Учитывая общую направленность деятельности фонда, прокуратурой сделан вывод о том, что она представляет угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности и безопасности государства“, — отметили в Генпрокуратуре».
Принятое решение основано на анализе деятельности фонда, который, используя подконтрольные российские коммерческие и некоммерческие организации, участвовал в работе по признанию нелегитимными итогов выборных кампаний, организации политических акций с целью влияния на принимаемые органами власти решения, а также в дискредитации службы в Вооруженных силах России. За 2 года, по данным Генпрокуратуры, на эти цели фонд потратил больше 5 миллионов долларов.
США давно уже приучили так называемое мировое сообщество, что именно они, плюс ещё несколько западных стран являются «мерилами демократии». Между тем, упомянутый Марк Тонер забыл упомянуть, что в США уже несколько десятилетий действует ещё более жёсткий, чем в России закон об иностранных агентах. Насколько хорошо обстоят дела с демократией в самих США?
— Естественно, что американцы спонсируют разного рода фонды и международные организации отнюдь не из любви к демократии, — говорит директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулёв. — Все эти фонды включены в систему внешнеполитической машины США. Именно благодаря им американцы могут влиять в той или иной степени на внутриполитическую ситуацию во многих странах. Не удивительно, что американцам не нравится, когда их ограничивают в этом влиянии.
США вообще используют все разумные — с их точки зрения — возможности для реализации национальных интересов. Это и экономика, и политика, и дипломатия, и гуманитарная деятельность, и так называемая мягкая сила, и военная сила. И если один из этих инструментов вдруг перестаёт работать по воле другой страны, это всегда вызывает негативную реакцию в Штатах.
Надо смотреть правде в глаза: финансируемые американцами НКО в первую очередь — проводники американской политики. И уж попутно они могут решать какие-то местные проблемы с правами человека, ущемлением демократии и т. д. И то они делают это исходя из собственного понимания, мало учитывая национальную специфику страны, где работают.
«СП»: — Видимо, в США нет фондов, которые бы спонсировали страны не западного мира, и которые при этом «присматривали бы за демократией»?
— Безусловно. В США действует принятый ещё в годы Второй мировой войны закон об иностранных агентах. И сколько-нибудь серьёзную некоммерческую организацию, спонсируемую из-за рубежа зарегистрировать в Соединённых Штатах крайне сложно. Закон об иностранных агентах активно применялся в США против Коммунистической партии. Всех членов этой партии заставляли регистрироваться, как иностранных агентов. Любая организация общественного и политического характера, финансируемая извне, в США испытывает жёсткий контроль, и даже — прессинг. Такого рода порядок действует и в других странах Запада. И я не вижу, почему России нельзя действовать подобным образом.
«СП»: — Почему бы всё-таки России не «раскошелиться» на фонд, который бы отслеживал, насколько демократично проходят выборы в США?
— Это малореально. Начать с того, что США являются весьма своеобразной федерацией. Там в каждом штате своё законодательство. НКО придётся регистрировать в каждом штате заново. При этом без всяких оснований правительство штата может отказать в регистрации или запретить её деятельность на своей территории. Кстати, в США можно, к примеру, открыть по своей инициативе избирательный участок в пиццерии или магазине. При этом хозяин заведения будет иметь право по своему усмотрению не пустить туда наблюдателей.
«СП»: — Тогда почему США позволяют себе утверждать, что закрытие американского фонда в России идёт во вред демократии?
— Цель американской внешней политики — глобальное доминирование. Какими бы красивыми словами они ни прикрывались. Ясно, что открыто говорить: мы хотим заставить весь мир играть по нашим правилам, затруднительно. Можно получить обвинение в неоимпериализме. Американцы иногда позволяют себе называть вещи своими именами, когда говорят, что зона их интересов — весь мир. Но постоянно утверждать, что цель США — всемирное доминирование, даже для них было бы перебором.
— Надо понимать, что США отстаивают не демократию вообще, а ту её разновидность, которая базируется на выборных процедурах, — рассуждает доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кирилл Коктыш. — А поскольку выборы — это дорогое удовольствие, они всегда превращаются в конкуренцию корпораций. Хотя для избирателей они выглядят, как борьба конкретных кандидатов. Таким образом, Соединённые Штаты продвигают ту модель демократии, которая позволяет им удерживать контроль над другими странами, способствуя продвижению к власти выгодных им кандидатов. В этом смысле такая демократия превращается лишь во внешнюю оболочку системы, которая позволяет американцам сохранять ту мировую финансовую систему, помогающая США управлять миром. В этом плане «Национальный фонд в поддержку демократии» был типичным и довольно важным инструментом для проведения политики Соединённых Штатов в России. Этот фонд принимал довольно активное участие именно в политической жизни России.
«СП»: — Существуют ли в США подобные фонды, спонсируемые на деньги России или каких-то других стран, не входящих в «западный блок»?
— Надо понимать, что российские законы в сфере контроля деятельности зарубежных НКО во многом копируют американские законы, принятые уже давно. Организовать в Штатах фонд, который бы занимался политикой на иностранные деньги, крайне сложно.
«СП»: — Почему тогда американцы присвоили себе право решать, в какой стране с демократией всё в порядке, а в какой — её «недостаточно»? Их не смущает, что другие страны им могут предъявить те же самые претензии?
— Американцы озабочены сохранением своего влияния в мире через выборную демократию. Всё остальное — внешняя завеса. Чтобы с этим бороться, необходима высокая степень политической грамотности. К сожалению, большинство политиков в мире плохо представляют, что кроме той модели демократии, которую Запад навязал всему миру, существуют и другие. Многим политикам, в том числе в России, удобней существовать в этой системе, не пытаясь что-то противопоставить ей. Ситуация с демократией в мире напоминает сейчас ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе, когда считалось, что марксистко-ленинское учение не подлежит сомнению, потому что оно великое и незыблемое. Сегодня имеет место идеологическая диктатура Запада над всем миром.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.