Перевооружение ВВС России: триумфы и сроки
Если Россия не поддержит нас с воздуха, придется отступить из Бруклина на Лонг-Айленд
Экстренное сообщение И. Стрелкова, ноябрь 2016 г.
В каждой шутке есть доля шутки. Недавнее заявление о том, что Россия в уходящем году опередила США по выпуску военных самолетов, недвусмысленно указало на то, кто наш «вероятный противник» и с кем намерены соревноваться отечественные авиастроители.
ВВС США — соперник не из простых. Самый непростой. Первый в мире потребитель авиационного керосина. Единственный на сегодняшний день оператор истребителей пятого поколения. Колоссальный боевой опыт. Тысячи единиц авиатехники, размещенные на авиабазах по всему миру.
Но удастся ли янки сохранить свое воздушное превосходство в новом веке? Российский ВПК медленно встает с колен — и вот очередной результат. Обогнали Америку по выпуску военных самолетов.
«Если в 2013 году мы поставили для ВВС 68 боевых и учебно-боевых самолётов и один военно-транспортный самолет, то в этом году планируется поставка 100 самолетов — боевых, военно-транспортных, а также самолётов специальной авиации». Представитель ОАК Владислав Гончаренко.
Опытные граждане отнеслись к данной новости с долей известного скептицизма. Чего не придумают «эффективные менеджеры» для оправдания своих скорбных «достижений»! В заявлении Гончаренко прозвучало три подозрительных момента: учебно-боевые, военно-транспортные и самолеты специальной авиации.
Но позвольте, корректно ли ставить в один ряд учебно-«боевой» Як-130 с макс. взлетной массой 10 тонн с могучими боевыми машинами из «первой линии» — истребителями-бомбардировщиками взлетной массой 30-45 тонн? Учебный Як даже радара не имеет, не говоря уж о таких высокотехнологичных дорогостоящих системах, как оптронные прицельные комплексы или двигатели с отклоняемым вектором тяги.
Транспортный «кукурузник» L-410, «генеральский» бизнесджет Ан-148, подлатанные МиГ-31БМ и Ту-95… Нет! Обозначьте количество по-настоящему боеспособных современных самолетов: представителей многоцелевого семейства Су-30, тактических бомбардировщиков Су-34, сверхманевренных истребителей Су-35. Рядом — новые самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО/АВАКС) А-100 «Премьер», специализированные самолеты для авиации ВМФ, тяжелые ударные БПЛА и стратегические беспилотные разведчики… На этом стоит умерить фантазию и задать простой вопрос: «СКОЛЬКО?»
Ответ удивит — количество поставленных ВВС России новых истребителей и бомбардировщиков как минимум не меньше аналогичного числа новых боевых самолетов, пополнивших состав ВВС США в 2014 году. Авиационная промышленность Штатов что-то совсем ослабела — 20…30 истребителей в год для собственных ВВС и еще некоторое кол-во единиц для ВВС стран НАТО. На конвейере всего пара моделей — новый F-35 и многоцелевое семейство F/A-18 («СуперХорнет», «Гроулер»). Все работы по постройке/модернизации истребителей четвертого поколения стремительно теряют приоритет — теперь все надежды связаны только с перспективным F-35.
Производство «Рэпторов» прекратилось в 2011 году, парк истребителей-бомбардировщиков F-16 не обновлялся уже десять лет, а последний истребитель «Игл» был передан ВВС США в далеком 1989-ом. «Флотский» истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F уже давно перестал пользоваться популярностью на внутреннем и внешнем рынках. Все потенциальные заказчики, один за одним, выбирают «локхидовский» F-35. В связи с потерей интереса к своим истребителям «Боинг» планирует полностью свернуть производство F/A-18E/F и закрыть сборочную линию в Сент-Луисе в 2015 году.
На этом фоне успехи российской Объединенной авиастроительной корпорации выглядят настоящим триумфом: целая линейка суперсамолетов, каждый из которых претендует на звание лучшего в своем классе. В течение 2014 года ВВС России пополнились:
— 12 истребителями Су-35С с непревзойденными летными характеристиками;
— 18 фронтовыми бомбардировщиками Су-34;
— 7-10 (по разным данным) многоцелевыми истребителями Су-30СМ.
Увы, за радостью побед скрываются обидные факты. У «опережающей» России всего 5 прототипов истребителя пятого поколения, в то время как у соперника — 115 летающих F-35 по состоянию на октябрь 2014 г. Согласно опциону LRIP-8 фирма «Локхид Мартин» получила в текущем году очередной заказ на 29 «Молний» (4 палубных F-35C, 6 «вертикалок» F-35B и 19 базовых F-35A) + заказ на постройку 14 истребителей для пяти зарубежных заказчиков. Первые поставки машин из партии LRIP-8 запланированы на 2016 год. При том, что в настоящее время на предприятиях «Локхид Мартин» уже находится на различных этапах сборки 71 многоцелевой истребитель F-35 из контрактов предыдущих лет.
Реальная ситуация еще серьезнее: аббревиатура LRIP в названии опционов означает Low-Rate Initial Production — мелкосерийное производство на первом этапе. Все последние восемь лет «Локхид Мартин» не спеша собирает свои «Молнии», насыщая ими различные испытательные подразделения и учебные центры ВВС и авиации Военно-морских сил. 115 самолетов — по меркам Америки их даже не начали строить. Когда же включится основной конвейер в Форт-Уэрт (шт. Техас), расчетный темп производства составит 1 самолет в сутки, что означает свыше 300 истребителей F-35 ежегодно.
Сейчас Штатам торопиться явно некуда — только за последние 10 лет их авиация пополнилась огромным количеством современной авиатехники, в т.ч. 187 строевыми «Рэпторами» и четырьмя сотнями F/A-18E/F (в т.ч. мод. EF-18G) для авиации ВМС и КМП. Впереди — амбициозная программа F-35. Что до огромного парка стареющих «Орлов» и F-16, эра этих машин неуклонно подходит к концу. На сегодняшний день они представляют собой мост между четвертым и пятым поколением.
Нечто похожее наблюдается в сфере беспилотной авиации. За первое десятилетие XXI века янки намолотили внушительное количество разведывательных и ударных БПЛА различных моделей. Игрушки получились занятные, но не слишком-то эффективные: уровень технологий не позволил получить ту технику, о которой мечтали в Пентагоне. Невыразительные ЛТХ, малая полезная нагрузка, необходимость дистанционного управления — в результате, бодрый старт сменился продолжительным периодом рецессии и переоценки существующих подходов.
Поэтому неудивительно, что при всей любви к беспилотникам авиационная промышленность США осилила за 2014 год лишь один опытный экземпляр морского разведывательного БПЛА MQ-4C «Тритон» (на базе «Глобал Хок»). Все так же летает с авианосцев концепт-демонстратор X-47B. Машина демонстрирует немалый потенциал, но какой-либо серьезный разговор получится лишь с появлением вдвое более крупного X-47C с боевой нагрузкой 4,5 тонны (не ранее 2018 г.). Что касается всевозможных «Риперов» и «Предейторов» — упоминание о них в данном контексте имеет не больше смысла, чем упоминание о учебно-боевых Як-130.
Авиация специального назначения
Немногочисленные, но критически важные машины для обеспечения эффективной работы ВВС и ВМС. Базовая противолодочная авиация, самолеты видовой и радиотехнической разведки, воздушные командные пункты, какие-то совершенно уникальные машины для командования специальных операций…
Что было сделано на этом поприще по обеим сторонам океана?
Россия — один самолет наблюдения Ту-214ОН, для выполнения полетов по программе «Открытое небо». Разведчик оснащен полным комплексом оборудования для выполнения ответственных миссий: современной цифровой аппаратурой для аэрофотосъемки, РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой, а также системами для наблюдения в ИК-диапазоне.
«Боинг», в свою очередь, может гордиться пятью «Посейдонами», переданными авиации ВМС в уходящем году. Многоцелевой авиационный комплекс для поиска подводных лодок и освещения обстановки на морских коммуникациях. P-8 Poseidon построен на базе пассажирского авиалайнера модели «737-800», оснащение самолета включает в себя поисковую РЛС с высоким разрешением, датчики аномалий в магнитном поле Земли, вызванных корпусом субмарин, а также комплект сбрасываемых радиогидроакустических буев (РГБ), системы радиотехнической разведки и торпедное вооружение для уничтожения обнаруженных подлодок.
Отечественные авиастроители также прилагают усилия в данном направлении. У нас отсутствуют столь прогрессивные разработки, как «Посейдон», но есть программы модернизации существующих противолодочных самолетов. Летом 2014 г. авиации ВМФ России был передан первый модернизированный Ил-38Н с цифровым поисково-прицельным комплексом «Новелла». Конечно, самолет Ил-38 уже не молод — ему около 40 лет (Ил-38 — разработка на базе Ил-18), но «начинка» таких самолетов имеет куда большее значение, чем их планер и ЛТХ. В этом ключе, программа модернизации «Новелла», безусловно, является важной страницей в истории отечественной морской авиации.
Из других новинок авиастроения — в начале декабря 2014 г. на вооружение Сил специальных операций ВВС США были приняты два самолета MC-130J «Коммандо II». Очередная импровизация на базе турбовинтового транспортника С-130 «Геркулес», предназначенная для выполнения особых заданий: высадки и эвакуации спецназа (в т.ч. беспосадочным способом — с использованием системы «Воздушный крюк»), проведения поисково-спасательных операций и доставки спец. грузов в зоне боевых действий. От обычных транспортников «Коммандо» отличает не только мрачная окраска и двигатели увеличенной мощности, но также такие чисто военные атрибуты, как бронирование важных узлов и кабины, система дозаправки в полете, оптоэлектронные поисковые системы, работающие в видимом и ИК-диапазонах, а также средства РЭБ и системы отстрела дипольных отражателей.
Заключение
Ничего особенного не произошло. Авиастроители делают свою работу, методично выполняя условия заключенных контрактов. Вместе с тем обстановка внушает тревогу: янки строят столько самолетов, сколько хотят. Мы же — столько, сколько можем. Несмотря на всю шумиху вокруг великого Гособоронзаказа, отечественная авиатехника по-прежнему производится в штучном количестве, без шансов выйти на темпы постройки 50-100 боевых самолетов одной модели в год.
В свою очередь, это ставит сомнение в возможности перевооружения в адекватные сроки отечественных ВВС. С чем предстоит столкнуться в воздухе летчикам первой эскадрильи строевых ПАК ФА (со всем заявленным БРЭО, беспереплетным фонарем кабины и двигателями «второго этапа»). Каким-нибудь беспилотным «Суперраптором» или X-47C? Об этом стоит задуматься уже сейчас.