Google+ Твиттер Фейсбук Одноклассники Вконтакте БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Военная аналитика, новости, мнения о проблемах военной безопасности России.

0

Атомный крейсер «Киров»: гроза авианосцев

Сравнительная оценка двух крупнейших военных флотов мира — России и США.

30 декабря 1980 года вступил в строй тяжелый атомный крейсер «Киров», предназначавшийся для борьбы с авианосцами потенциального противника. В силу своих исключительных размеров и вооружения по классификации НАТО он был причислен к линейным кораблям. За десять лет были построены четыре таких крейсера, способных нести тактическое ядерное оружие. В настоящий момент в составе ВМФ России находятся три из них.

«Кирова» перековали в «Адмирала Ушакова»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» был построен в рамках проекта 1144 «Орлан». Он стал головным кораблем в группе из четырех первых в стране атомных крейсеров. В более позднее время на вооружение ВМФ были приняты «Фрунзе», «Калинин» и «Юрий Андропов». Именно эти три крейсера в настоящее время находятся в строю, но уже под другими именами: «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий». «Киров» же, который в 1992 году стал «Адмиралом Ушаковым», сейчас готовится к утилизации.

Крейсера проекта «Орлан» — это мощнейшие военные корабли с широким кругом решаемых задач. Их длина равна 248 метров, а водоизмещение составляет 28000 тонн. В экипаж входят 760 офицеров, мичманов и матросов. Ядерная силовая установка мощностью 163 тыс. л.с. обеспечивает скорость в 31 узел и автономность в 60 суток. Она способна обеспечивать теплом и электроэнергией город с численностью населения в 150 тыс. человек.

Главная боевая задача «Орланов» — нанесение ракетных ударов по авианосным ударным группам (авианосец в сопровождении полутора десятков судов поддержки и обороны). Исходя из этого, на крейсерах были установлены самые современные и мощные на тот момент противокорабельные крылатые ракеты «Гранит П-700», оснащенные как фугасной, так и ядерной БЧ с самонаведением. Их дальность составляет 625 км на скорости 2,5М при низкой траектории полета. Это уникальное оружие. При беглой стрельбе одна ракета движется по высокой траектории, исполняя функцию целеуказания для других. Также целеуказание может осуществляться при помощи спутниковой системы контроля мировой акватории.

Крейсеры проекта 1144 были также оснащены средствами борьбы с подводными лодками. Для чего на них устанавливались ракетно-торпедные комплексы «Водопад». Габариты крейсеров позволили буквально нашпиговать их многочисленными защитными (с воздуха, с поверхности и из глубины) средствами. Это и противоторпеды, и ЗРК, ЗРАК, и артиллерийские установки. На палубе базировались два тяжелых противолодочных вертолета Ка-27.

У кого масса больше

Необходимо сказать, что США начали раньше, чем СССР, развивать направление атомных крейсеров. У них были введены в строй целых два их поколения. Однако между советскими и американскими кораблями этого типа всегда существовала громадная разница по решаемым задачам. В ВМС США они использовались в качестве кораблей эскорта для авианосцев. И здесь атомная силовая установка была более чем уместна, поскольку именно за счет нее реализовывалось длительное автономное плавание.

А теперь, перейдя к сравнению возможностей двух крупнейших военных флотов мира, мы будим оценивать их возможности именно с точки зрения поставленных перед каждым флотом стратегических задач. Ответ на вопрос о том, кто сильнее — слон или кит, невозможен, поскольку кит не может перемещаться по суше.

Сравнивая же кита со слоном, мы видим, что ВМФ России уступает по мощи ВМС США. Если тупо взять количество военных кораблей различных рангов и просуммировать их, то соотношение будет таким: 246/255 или 1/1,04. Проигрыш несущественный.

Но существует оценка по весовым коэффициентам, которые присваиваются кораблям различного типа. Причем такая шкала составлена для оценки мощности флотов в случае возникновения неядерных столкновений. Т.е. ПЛА с ядерными баллистическими ракетами в рейтинге не участвуют. Самый большой весовой коэффициент присваивается авианосцам – 6. Далее идут: атомные подводные лодки – 5, крейсеры УРО (с управляемым ракетным оружием) — 4, дизельные ПЛ, эсминцы УРО и фрегаты УРО – 3, десантные корабли – 2, тральщики, корветы и прочая «мелочь» — 1.

Численное соотношение сил ВМФ РФ и ВМС США без учета весовых коэффициентов таково:

— авианосцы: 1 – 10;
— ПЛА без стратегического ядерного оружия: 33 – 55;
— крейсеры УРО: 7 – 22;
— дизельные ПЛ: 22 – 0;
— эсминцы УРО: 24 – 57;
— фрегаты УРО: 9 – 30;
— десантные корабли: 24 – 32;
— корветы: 74 – 12;
— тральщики и пр.: 36 – 14;
— стратегические подводные крейсеры (в неядерных войнах их коэффициент равен 0): 14 – 14;

— общее количество: 246 – 255.

Учитывая весовые коэффициенты, мы получаем просто катастрофический проигрыш: 522 – 820. То есть получается, что ВМС США сильнее, чем ВМФ России в 1,57 раза.

Битва кита со слоном

Правда, такая оценка учитывает далеко не все. Например, у ВМФ России сильнее инфрастуктура. В частности, до недавнего времени существовала уникальная глобальная спутниковая система морской разведки и целеуказания «Легенда», которая сейчас заменяется на более современную систему «Лиана», способную обнаруживать и сопровождать объекты размером от 1 м до 3 м. Она значительно повышает эффективность использования высокоточного оружия. Да и высокоточное оружие у России по своим возможностям превосходит американское.

Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в США значительное количество крупнейших кораблей – крейсеров УРО, исчерпало свой ресурс и они начинают выводиться из состава флота. У российского ВМФ противоположная динамика.

Но, как бы то ни было, соотношение не в нашу пользу – вещь вполне объективная. Однако это, как уже было сказано, «соотношение кита и слона».

Главной задачей российского флота является охрана территориальных вод. То есть стратегия у него оборонительная. Что, впрочем, не препятствует защите политических и экономических интересов России в зоне ее геополитического влияния.

Америка же, насаждая по всему миру огнем и мечом демократию вашингтонского разлива, придерживается противоположной стратегии – наступательной. Для этого ей требуется держать мощный авианосный флот, действующий на всей мировой акватории. Если же приплюсовать к американским авианосцам очень серьезные группы их сопровождения, то на эту ударную силу придется чуть ли ни треть из 820 баллов, начисленных ВМС США с учетом весовых коэффициентов.

Что же касается России, то в случае нападения ей не нужно держать у своих берегов авианосцы. Вместо них будет работать береговая авиация. К тому же не стоит сбрасывать со счетов, что нападающей стороне ресурсов требуется значительно больше, чем обороняющейся.

И в заключение необходимо сказать несколько слов о тех средствах военно-морского флота, которые могут использоваться в случае возникновения ядерного конфликта. Ну, или иными словами, о силах ядерного сдерживания. Тут у России более сильная позиция по качеству вооружения, каковым являются ПЛАРБ – атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Да и динамика лучше.

У ВМС США 14 ПЛАРБ. Все они относятся к третьему поколению. Среди 14 наших аналогичных субмарин две лодки проекта 955 «Борей» относятся к четвертому поколению. Они обладают значительными достоинствами по сравнению с американскими. Это «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Еще две такие ПЛАРБ вышли на госиспытания и одна заложена. США же в обозримом будущем не планирует перевооружать свой подводный стратегический флот.

Redactor • 30 декабря, 2014


Предыдущая запись

Следующая запись

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Одноклассниках Опубликовать в Livejournal Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Google+

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована *