![](https://flanker.org/wp-content/uploads/2016/10/1476859374_l-158792.jpg)
Авиабаза США с видом на Крым
По его словам, компания Boeing обратилась к «Украэроруху» (государственное предприятие по обслуживанию воздушного движения Украины) с просьбой подобрать запасной аэродром. Американцам, оказывается, нужна взлетно-посадочная полоса длиной три километра и шириной 45 метров. Поэтому в качестве вариантов там вроде как рассматривают два аэропорта — Львов и Херсон.
— Но Львов сегодня зажат, там повсюду многоэтажные дома, и они не могут удлинить полосу, — отметил Рожков, добавив, что аэропорт «Херсон» расположен за городом, и здесь есть возможность удлинить взлетно-посадочную полосу. — Если вопрос решится положительно, самолеты Boeing смогут садиться в Херсоне, находиться здесь для ремонта и подготовки к полету, а это большие деньги.
Что интересно, ранее председатель Херсонской облгосадминистрации Андрей Гордеев на торжествах по случаю второй годовщины открытия авиарейса Херсон — Стамбул — Херсон турецкой авиакомпании Turkish Airlines, сообщил интересную вещь. По его словам «три потенциальных инвестора готовы вкладывать средства в развитие международного аэропорта «Херсон». Но примечательно, что назвать хотя бы одного из этих щедрых инвесторов чиновник отказался.
С одной стороны, можно только порадоваться хотя бы за немногих украинцев, которые все же привлекают в страну реальные деньги. Тем более, что международный аэропорт «Херсон» с 2006 года вообще не принимал самолеты и до весны 2013 года был фактически неработающим предприятием. Но затем возобновил работу.
С другой стороны — учитывая специфику Украины, концерна Boeing и нынешнюю острейшую конфронтацию США и России нет ли у этой новости «двойного дна»? Не типичная ли перед нами «операция прикрытия»? Ведь что такое оборудование аэродрома для приема тяжелых самолетов и кто сказал, что это будут исключительно гражданские «борты»? И не идет ли речь о скрытном и заблаговременном обустройстве будущего театра военных действий?
Согласитесь, совершенно не исключено, что по крайней мере один из неназванных херсонским губернатором «трех подрядчиков» на самом деле — военное ведомство США, которое под прикрытием решило обзавестись вблизи ставшего российским Крыма современным аэродромом, на котором может быть мгновенно развернута американская боевая авиация в угрожаемый период? Ведь размещенное на запасной базе для Boeing навигационное и посадочное радиооборудование способно обеспечивать взлет и посадку не только сугубо гражданских грузовых машин, но и самолетов ВВС США.
Вне всяких сомнений, нынешний Киев такой поворот событий встретил бы с восторгом. А вот с Москвой, если бы тайное стало явным, вышел бы скандал. Во избежание такового и возник вариант с Boeing. Разве не логично?
— Пентагон давно сотрудничает с Boeing в военных целях. В этом смысле я вполне допускаю, что реальным инвестором в аэропорт в Херсоне может оказаться американское «министерство войны», — считает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — Такой ход может быть прекрасной ширмой для использования, допустим, военно-транспортных самолетов. Скажем, для быстрой поставки вооружений на Украину.
Напомню, что военный объект Манас недалеко от Бишкека, который в 2001—2009 годах был авиабазой антитеррористической коалиции, а в 2009—2014 — Центром транзитных перевозок ВВС США, располагался именно на территории одноименного международного аэропорта. Что касается Херсона, то сложно сказать, может ли там появиться авиабаза, но логистический центр — вполне.
Другое дело, что это — слишком провокационный шаг, так как такой объект будет находиться вблизи и от Крыма, и от ДНР и ЛНР. Кроме того, на Херсонщине сейчас не особо стабильная политическая ситуация — там действуют вооружённые отряды крымских татар, «Правого сектора» * и т. д. На мой взгляд, скорее где-нибудь в Полтаве, Миргороде или западнее Киева может со временем появиться военная база США.
Кстати, к аэропорту Миргорода американцы уже давно присматриваются с точки зрения логистики. Но вряд ли они согласятся на базирование своей боевой авиации на Украине под Херсоном, почти впритык к российской границе. В случае конфронтации ракетный удар с нашей стороны сразу же выведет из строя все их самолеты.
При той напряженности, которая существует в отношениях Москвы и Вашингтона, подобные ходы не исключены, считает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин.
— Гражданский персонал на таком аэродроме в случае чего вполне может принять и боевую авиацию, поскольку управление воздушным движением всюду двойного назначения. Но, на мой взгляд, максимум, что может быть в Херсоне, это — пункт по перевалке грузов, предназначенных для контингента НАТО. Наподобие объекта в Ульяновске для транзита грузов из Афганистана.
Развертывание боевой авиации в Херсоне — слишком рискованный шаг, учитывая близость Крыма и находящихся там сил и средств, которые вообще-то перекрывают всю акваторию Черного моря и почти всю континентальную Украину. Кроме того, в случае обострения ситуации те же бомбардировщики США — носители стратегических крылатых ракет — могут отстреляться по нашим объектам даже не заходя в воздушное пространство соседней страны.
Конечно, можно предположить, что в действительности речь идет об интересе к херсонской ВПП со стороны американского ЦРУ. Такая схема уже не раз реализовывалась на практике именно на Украине. Если только у американской разведки нет планов по размещению беспилотников в Херсоне, которые по своей начинке сопоставимы с печально известными самолетами-разведчиками U-2.
— Корпорация Boeing не эксплуатирует самолеты, а их строит и продает. И ей никакие аэродромы не нужны. Поэтому абсолютно непонятно, для каких гражданских самолетов и компаний вдруг потребовалась ВПП в Херсоне, — недоумевает руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. — По параметрам полосы речь идет довольно о крупных машинах, которые могут совершать там промежуточную посадку для дозаправки и обслуживания. Но Херсон для трансконтинентальных маршрутов — довольно странное решение. Ведь пространство над Юго-Востоком Украины закрыто, над Крымом полеты запрещены. А полеты оттуда над территорией России — вопрос договорённостей. Куда дальше полетит самолет, совершивший в Херсоне промежуточную посадку?
Тогда возникает вопрос — не идет ли речь о военной авиации? Но с учетом крайне накалившейся обстановки Пентагону нет никакого смысла скрывать намерения использовать украинский объект для каких-либо задач. Тем более, не скрыть это от российских соответствующих служб, после сигнала которых со стороны России будут выработаны ответные действия.
Если уж в США так хотят иметь аэродром на Украине, то проще официально взять в аренду военный объект и профинансировать такое сотрудничество через правительство Украины. А уж на военный аэродром может залететь любой самолет — и украинский, и натовский. Хотя не вполне понятно, зачем американцам Украина в смысле логистики, если не так далеко союзная им Румыния?
Учитывая, что представляет собой нынешние власти Украины, для американцев не представляет никаких проблем заиметь в этой стране военную базу для развертывания пилотируемой или беспилотной авиации, считает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Все это США наверняка бы сделали быстро и без лишнего шума. Ведь есть же данные о том, что еще при прежних украинских режимах США создавали на их земле секретные тюрьмы. И их самолеты приземлялись там, где было нужно Соединенным Штатам. При этом никто из местных губернаторов и депутатов об этом даже не заикались. Поэтому вряд ли бы в США стали бы выдумывать сложную схему действий через концерн Boeing.
К тому же военный объект в Херсоне неизбежно окажется в зоне действия российского высокоточного оружия, которое есть или может быть в Крыму. Полагаю, с военной точки размещать там боевую авиацию, которая может быть быстро уничтожена в случае начала большой войны, неоправданно.
Поэтому не исключаю, что заявления высоких должностных лиц Херсона и области — привычные украинские фантазии, которые они сами выдумывают и в которые сами верят.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.