![](https://flanker.org/wp-content/uploads/2016/05/1462627082_62943317-707x429.jpg)
Российские субмарины заставили США нервничать
Вызов США и НАТО в действиях российского подводного флота усмотрели в New York Times. Действия российских моряков назвали похожими на «отголоски Холодной войны». Газетчики напомнили о расчетах американских военных, указывающих на то, что частота российских подводных патрулей выросла примерно в два раза. Представители Пентагона намекают Вашингтону, что количество кораблей и самолетов, следящих за российскими субмаринами, стоит увеличить… Ну а заодно, конечно, американские военные требуют улучшить финансирование и собственных подводных программ.
Обозреватель CNN, научный сотрудник Института Кеннана при Центре Вудро Вильсона Майкл Кофман, в свою очередь, пишет о том, что американских СМИ склонны при обсуждении подводного флота РФ несколько сгущать краски, но и сам, однако, отдает должное российским властям и военным в вопросе возрождения подводной военно-морской мощи.
Кофман, с одной стороны, обращает внимание читателей на то, что современный российский подводный флот серьезно уступает по своим размерам советскому. И тут он, пожалуй, прав. Советский подводный флот в свое время был просто вне конкуренции — с верфей СССР вышла в море 261 атомная подводная лодка. Для сравнения, с американских — почти в полтора раза меньше — 190. И это не считая того факта, что США с середины ХХ века прекратили строить дизель-электрические подводные лодки, а в СССР их производили полным ходом.
Но, с другой стороны, Кофман говорит о том, что если сравнивать российский подводный флот не с советским, а с подводными флотами стран-членов НАТО в акватории Атлантического океана, или с нашим же подводным флотом 15-летней давности, то российские подводники окажутся явно на высоте.
Американский исследователь констатирует устойчивое усиление активности российского подводного флота, ставшее особенно явственным после 2011 года, с началом программы модернизации. Российский ВМФ получает на вооружение новые субмарина, старые — ремонтируются и модернизируются.
Кофман выражает солидарность с американскими военными экспертами, обеспокоенность у которых вызывает российский проект «Ясень» (в своем классе эти подлодки считаются лучшими в мире). Он говорит о том, что именно эти субмарины «нанесут мощный удар по военно-техническому превосходству ВМС США».
По словам исследователя, у советского подводного флота было множество преимуществ (скорость, глубина погружения, численное превосходство), и один серьезный недостаток — шумность. Однако в проекте «Ясень» эта «болезнь» уже побеждена.
Отметил Кофман и изменение ситуации в Черном и Средиземном морях, где разворачивается группировка «Варшавянок», вооруженных «Калибрами».
Обозреватель CNN в итоге приходит к выводу, что, хотя российский подводный флот и уступает по размерам советскому, но в сегодняшней ситуации он может создать серьезные проблемы силами США и НАТО, и поэтому в целом беспокойство американских военных по данному поводу полностью оправдано.
В 2015 году большой материал российским подводным лодкам посвятил американский консервативный журнал The National Interest. В его рейтинге «самых опасных» субмарин России фигурировали «Щуки», «Варшавянки», «Бореи» и «Ясени».
Каково же сегодня реальное соотношение сил между подводными флотами России и других стран мира?
Возможно, это кого-то удивит, но первое место в мире по количеству подводных лодок занимает… Северная Корея. КНДР обладает огромным флотом из ориентировочно 78 субмарин, правда это дизель-электрические подлодки небольшого тоннажа. Преимущественно — либо старые советские, либо собственного производства.
Второе место по количеству субмарин занимают США (состоянием на 2014 год — было 72, в 2015 их количество якобы сократилось до 67). А вот третье-четвертое в разных рейтингах чередуется между Россией и Китаем. За ними с огромным отрывом следуют Иран, Индия, Япония, Израиль, Турция, Южная Корея. Что любопытно, совокупный флот России, Китая и Ирана по количеству подводных лодок превосходит флот всего блока НАТО…
Если же брать не количество, а мощь (количество АПЛ и ПЛ современных типов), то тут расклад сил будет совершенно другим. На первое место вырываются США, а второе место с огромным отрывом от всего остального мира занимает Россия.
Согласно данным на 2014 год у России совокупное количество атомных подводных лодок с баллистическими ракетами составляло 15 против 14 в США, атомных подводных лодок с крылатыми ракетами большой дальности — 9 против 4 в США. А вот по многоцелевым АПЛ явное преимущество у Штатов — 53 против 19 (по другим данным — 21). Зато у нас мощный отрыв по ДЭПЛ — 21 против 0 (и за последние пару лет наш отрыв здесь стал еще больше).
Как мы видим, при внимательном рассмотрении, преимущество США, объективно имеющееся только по количество многоцелевых АПЛ, в целом — совсем не впечатляющее!
Более того, по мнению ряда экспертов, американский подводный флот быстро устаревает, в отличие от российского, проходящего сегодня масштабную модернизацию.
Хваленые «Си-вулфы», присутствующие в количестве трех штук, — очень дорогие, штучные и на практике не совершенные корабли. Многоцелевые «Лос-Анджелесы» начинают устаревать. Надежными «служаками» являются новые многоцелевые «Вирджинии», вооруженные баллистическими ракетами «Огайо», а также «Огайо», переоборудованные под крылатые ракеты.
У России в строю 3 «Борея», которые считаются самым современным проектом подводного стратегического ракетоносца на Земном шаре. Еще 3 корабля этого типа строится. Всего в обозримом будущем в строй ВМФ РФ планируется поставить от 8 до 10 «Бореев». Еще послужат Родине и 7 стратегических ядерных «Дельфинов». А вот устаревающие «Кальмары» скоро будут заменены.
Вполне современными и превосходящими по совокупной мощи американских собратьев являются АПЛ с крылатыми ракетами большой дальности проекта «Антей».
Значительная часть наших «многоцелевиков», к сожалению, либо планируется к выводу из состава флота, либо находится на ремонте и модернизации. Но тут большие надежды мы возлагаем на лучший в мире «Ясень» — 1 в строю, еще 4 строятся, до 2020 года планируется получить, как минимум, 7 таких кораблей.
Такими темпами, если ничего кардинально не изменится, уже к 2020 году американцы могут утратить свое преимущество, которое дают им многоцелевые АПЛ, из-за наших «Ясеней» и дизель-электрических субмарин. Очень долго недоброжелатели России надеялись на то, что развитие дизель-электрического подводного флота в России забуксует из-за проблем с разработкой воздухонезависимых энергетических установок. Их планировалось устанавливать на субмаринах проекта «Лада» (экспортный вариант — «Амур»), но при спуске на воду в 2006 году первого корабля серии с воздухонезависимой энергоустановкой возникли проблемы. Враги России ликовали, но они рано радовались. Чуть более месяца назад ТАСС со ссылкой на руководство ВМФ России дал понять, что с разработкой энергоустановки — все в порядке. «Лады» и «Варшавянки» обеспечат российскому подводному флоту решающее преимущество.