Евросоюз пытается сломить сопротивление Греции, поддерживающей Россию
Брюссель намерен сломить сопротивление Греции, которая оказалась в авангарде стран-«диссидентов» в ЕС. Если же Греция «упрется» и попытается заблокировать принятие санкций против России, то лазейка в Лиссабонском договоре позволит принять решение не абсолютным, а квалифицированным большинством. Правда, возможность воспрепятствовать антироссийским санкциям внутри ЕС все равно остается.
Политика Брюсселя в отношении России решается за пределами институтов ЕС и основывается на интересах отдельных стран, подобная стратегия должна быть изменена, заявил министр иностранных дел Греции Никос Котзиас.
«…Как и любой другой член Евросоюза, Греция имеет право выражать свое мнение и защищать собственные интересы по всем вопросам, в том числе по вопросу политики, проводимой (ЕС – прим. ред.) в отношении России. Греция не принимает положения, при котором российская политика Европы решается за пределами институтов ЕС», – отметил Котзиас, прозрачно намекая на влияние Соединенных Штатов.
Он подчеркнул: «Мы не хотим, чтобы политика ЕС основывалась на интересах стран, которые исторически имеют слишком эмоциональные отношения с Россией… Евросоюз должен задуматься над новой стратегией».
Председатель Европарламента Мартин Шульц в четверг направился в Афины на встречу с новым премьер-министром Греции, лидером победившей на выборах левой коалиции СИРИЗА Алексисом Ципрасом, чтобы обсудить долги вместе с вопросом о санкциях против России.
«Я с ужасом увидел, что Греция сегодня отстранилась от общей позиции Евросоюза по поводу России, – заявил Шульц накануне визита. – Невозможно, с одной стороны, требовать от Европы продемонстрировать солидарность с вашим государством, как сделал господин Ципрас, а затем, в качестве своего первого официального шага, раскалывать общую европейскую позицию». Разговор, по словам председателя Европарламента, будет прямым и жестким. «Я скажу ему завтра, что никакие односторонние позиции во внешней политике не помогут ему», – предупредил Шульц.
«Нет желания вести дебаты»
Шульц также предостерег новое правительство Греции от изменения политического курса в отношении России. В интервью германскому телеканалу ZDF он заявил, что греческое правительство избрано не для того, чтобы бойкотировать штрафные меры против России. Глава Европарламента подчеркнул, что «не имеет никакого желания вести идеологические дебаты с правительством, которое лишь два дня назад вступило в свои полномочия».
Ранее глава Европарламента заявил, что не представляет, как Ципрас сможет выполнить все свои «популистские предвыборные обещания», сообщила Deutsche Welle. «Между тем, что человек говорит в ходе предвыборной кампании, и тем, что, в конечном счете, может быть выполнено, несомненно, находится длительный этап переговоров. К тому же Ципрас – прагматик, прекрасно понимающий, что ему придется заключать компромиссы», – отметил Мартин Шульц.
Он добавил, что на днях разговаривал с Ципрасом по телефону, где прямо сказал ему, что считает нереалистичным его требование о списании долгов Греции. Сейчас важно укрепить греческую экономику путем инвестиций и увеличить доходы государства с помощью более эффективного налогообложения, резюмировал политик.
Тем временем Греция через свои СМИ снова припомнила ФРГ, своему основному кредитору, что и у Германии имеется неоплаченный долг – 11 млрд евро со времен оккупации во Второй мировой войне. Речь идет не о компенсациях за военную агрессию, а о возврате «обычного» кредита, выданного по принуждению Третьему рейху. С таким подходом можно идти и в суд, считают юристы.
«Не демократически, а ультимативно»
Афинам «предстоит вести долгую борьбу внутри Евросоюза, и пока не разрешится вопрос с долгами, сложно будет говорить о каких-либо суверенных решениях Греции», отметил греческий публицист, издатель журнала «Эллада» Афанасий Авгеринос.
Лакмусовой бумажкой будет то, какую позицию займут греческие представители на встрече глав стран ЕС по вопросу о введении очередных антироссийских санкций, отмечает собеседник.
«Нас вдохновляет то, что накануне официальный представитель правительства Кипра высказался против того, как в ЕС принимаются решения – не демократически, а в ультимативной форме, под присмотром главы Евросовета и руководителя евродипломатии, – подчеркивает Авгеринос. – А ведь коллективное решение не может быть принято, если не согласна одна страна-член».
Однако на самом деле сейчас у руководства Евросоюза появился инструмент, позволяющий обойти несогласие Греции в том случае, если не удастся ее уломать. Это позволяют новые нормы права ЕС.
Казус Качиньского
Ранее каждая отдельно взятая страна ЕС действительно имела право заблокировать решение, для которого требуется консенсус всех государств Евросоюза. Правда, «пока что единственным политиком, который это делал в Евросоюзе, был покойный Лех Качиньский», пояснил доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. Но после того, как стало очевидно, «что даже небольшая Польша может «строить» Евросоюз», положение изменилось, подчеркнул эксперт.
Основополагающий документ ЕС, Лиссабонский договор, который вступил в силу 1 декабря 2009-го, изменяет схему голосования в Совете Евросоюза – новая схема заработала с ноября 2014-го. Согласно этой схеме, квалифицированным большинством будет считаться не менее 55% (а в случае, если вопрос не внесен Еврокомиссией – 72%) государств-членов.
При этом, поясняет эксперт, проголосовавшие страны должны представлять не менее 65% населения ЕС, то есть решение невозможно в случае отсутствия его поддержки тремя из пяти крупнейших государств. Впрочем, решение не принимается, если против него проголосовали минимум 4 страны, независимо от их численности населения.
Таким образом, если греческое правительство найдет трех союзников среди стран ЕС, то обходной маневр не удастся. «При этом греки, по большому счету, могут много чего требовать от Брюсселя, ничем особо не рискуя, – отметил Коктыш. – Брюссель от этого конфликта может потерять гораздо больше, чем Афины». В худшем случае «Греция выйдет из еврозоны и объявит дефолт, перейдет обратно на драхму и за год-два поднимется, а в случае с евро получается ужас без конца», добавляет собеседник.
Подозрения в «уклоне»
Ранее в среду уполномоченный правительства Германии по межобщественному сотрудничеству с Россией Гернот Эрлер заявил, что Берлин встревожен возможным отклонением нового правительства Греции от совместной политической линии ЕС в отношении России.
«Уклонизм» позволяют себе не только новые греческие власти. Как заявил официальный представитель правительства Кипра Виктор Пападопулос, Евросоюз не дал островному государству и другим противникам введения новых санкций в отношении России изложить свою позицию. Источник в Брюсселе ранее заявлял, что Австрия, Венгрия, Италия, Словакия, Франция и Чехия также поддерживают отмену санкций.
«Сложно определить, до какой степени СИРИЗА и вообще Греция смогут выдерживать такую линию, – отмечает Афанасий Авгеринос. – С одной стороны, налицо явное отличие от тактики предыдущего правительства, которое беспрекословно подчинялось воле Берлина, указаниям западных правительств и, конечно, США». СИРИЗА систематически высказывала альтернативное мнение, призывала поддерживать отношения с Россией и частично эту линию постарается проводить и дальше, считает собеседник.
«С другой стороны, условия внутри ЕС очень сложные; Греция самая слабая и проблемная страна Евросоюза, и ей, и ее новому правительству будет сложно выдерживать эту борьбу», – отмечает Авгеринос. Прежние правительства страны также высказывали сомнения в правоте Брюсселя, Берлина и Вашингтона и даже допускали возражения, «но в итоге во время голосований все они подчинялись и действовали как надо», добавляет собеседник.
«Греция – не передатчик»
Авгеринос указывает на то, что накануне президент США Барак Обама позвонил премьер-министру Ципрасу, «вроде бы поздравил, и они успели обсудить вопросы борьбы с терроризмом и, возможно, вопросы дальнейшего сотрудничества».
«Кроме того, в тот же день помощник госсекретаря Виктория Нуланд рассказала журналистам, что США, мол, не против хороших отношений Греции и России и даже какого-то сближения, сотрудничества. Потому что греческое правительство удобно для передачи четких сигналов российскому руководству, – отмечает Авгеринос. – Таким образом, Грецию воспринимают как некий инструмент, не более того».
Абсолютное большинство греческих граждан уверено в том, что они достойны не роли передатчика от Вашингтона Москве, а нормальных отношений, и что Греция сама вправе определять, с какой страной ей выгодно налаживать связи, исходя из собственных национальных интересов, подчеркивает собеседник. «Думаю, что Россия – одна из немногих стран, которые за всю историю Греции всегда выступала за достойные отношения», – добавляет Авгеринос.
«А вдруг получится?»
«Чехия и Венгрия тоже не особо присоединялись к санкциям, но им это все сошло с рук», – отметил редактор портала «Русские Афины» Павел Онойко. «Проблему со списанием долгов как-то надо решать, – добавил он. – Поэтому пытаются идти нахрапом. Получится ли? Здесь как в анекдоте про поручика Ржевского: можно по морде получить, а может, и получится. Тактика Ципраса именно такая».
Тем более Греция занимает не последнее место в Европе, а с геополитической точки зрения – одно из самых ведущих, добавил эксперт. «Так что использовать заявления – «если вы нам не хотите помогать, то мы выйдем – почему бы и нет? В данном случае это карточный блеф, когда повышают ставки, ожидая, а вдруг противник сдастся», – сказал собеседник.
Если противник все-таки не сдастся, то Ципрас отступит, пояснил он. «Но в любом случае, он получит больше уступок, чем если бы не блефовал вообще. Грецию просто так из Евросоюза не выгонят. Важно не только ее геополитическое место, но и выгонять кого-то не предусмотрено уставом Евросоюза», – отметил эксперт.
А если менять для этого устав, правила, положения, начнет возмущаться уже кто-то другой, и снова возникнут проблемы, что неминуемо ударит по Евросоюзу – ему это совсем не нужно, объяснил собеседник. «Есть ведь люди, которые заинтересованы в том, чтобы Евросоюз ослаб», – напомнил Онойко.
Долг Германии, который она взяла у Греции в невозвратный кредит, обсуждался многократно, напомнил Онойко. «Греки очень хотят и надеются, что Германия что-то вернет, но вероятность этого близка к нулю. Германия неоднократно заявляла, что все вопросы уже решены и ничего она выплачивать не будет», – уверен он. В нынешней ситуации долг, взятый Третьим рейхом, «Германия даже обсуждать не будет», заключил эксперт.