Пил Амстердам, а голова болит у Брюсселя
По данным NOS.nl, подавляющее большинство избирателей в Нидерландах проголосовало против соглашения об ассоциации с Украиной. Подсчёт голосов закончился около полуночи. Порог явки (30 процентов) был достигнут: на референдум явилось 32,2% избирателей (4.134.339 человек). Из них 61,1% проголосовало «против», 38,1% — «за». 0,8% бюллетеней признано недействительными.
Премьер-министр Марк Рютте пояснил вечером 6 апреля, что в том случае, если будет достигнут порог явки (30 процентов), договор с Украиной дальше может не пойти.
Так говорят в Амстердаме.
Иного мнения придерживаются в Киеве.
Официальная представительница МИД Украины Марьян Беца надеется, что итоги плебисцита не будут учитываться правительством Нидерландов. Беца сослалась на «консультативный характер» референдума. В связи с этим она полагает, что окончательное решение о ратификации соглашения примет правительство Нидерландов.
Пани Беца, которую воля нидерландского народа, видимо, нисколько не волнует, объяснила также, что решение упомянутого правительства «будет отвечать интересам Украины, Нидерландов и Европы».
Едва ли, заметим, Амстердам станет согласовывать свои решения с вами, пани Беца, или вашим прямым начальником господином Порошенко, большим специалистом по интересам Европы, экспертом по конфетному бизнесу в оффшорах и борцом за светлое будущее Украины, обещавшим в 2014 году печься о «благе» народа почти с тою же пылкостью, с какою г-н Ельцин в России обещал лечь на рельсы.
Некоторые депутаты Верховной Рады (избранники украинского народа) имеют мнение, отличающееся от тех рекомендаций, что выдали Амстердаму в МИД Украины.
Депутат фракции «Блок Петра Порошенко» в Раде и блоггер Мустафа Найем, афганец по происхождению, ранее прославившийся критикой упомянутого Порошенко, считает, что итоги референдума в Нидерландах — приговор президенту Украины.
Найем написал в «Фейсбуке», что результат голосования нидерландцев есть «приговор президенту страны, который, имея все полномочия, в течение двух лет системно и настойчиво между прошлым и будущим выбирал прошлое». Вопреки чаяниям народа и своим же лозунгам Порошенко «выбирал в партнёры «элиту» и олигархов, а не гражданское общество и новое поколение», припечатал шоколадного барона товарищ Мустафа. Также он написал, что результаты голосования выражают оценку Украины рядовыми жителями Европы.
Нельзя сказать, что интересы Украины в Нидерландах не пропагандировались и не отстаивались.
Как напоминает «Би-би-си», глава МИД страны Берт Кундерс накануне плебисцита выражал готовность «поддержать украинцев, которые вышли на Майдан ради ассоциации».
Активную кампанию в поддержку Украины провела проевропейская партия «D66». Кроме неё, соглашение поддержали Народная партия за свободу и демократию и Либеральная партия.
Киев тоже не сплоховал. Перед голосованием в Нидерланды приезжали агитаторы из украинских церквей, политики, нардепы; ряд украинских организаций Нидерландов устроил в городах дебаты, книжные выставки, показы фильмов. Наконец, побывали в стране и известные своим красноречием братья Кличко.
Организовавшихся противников ассоциации с Украиной тоже хватало: среди инициаторов референдума и противников ассоциации выделяются организация «GeenPeil», Социалистическая партия, праворадикальная Партия свободы и малые партии, борющиеся за защиту животных. Противник ассоциации и евроскептик Геерт Вилдерс, лидер «Партии свободы», 6 апреля сообщил журналистам, что итоги голосования должны дать «сигнал» элите Европы.
Для Европы и заявление Вилдерса, и тем паче итоги референдума явились сущим кошмаром. Сбылось то, чего они боялись. Те, кто в Нидерландах выступал за ассоциацию, перед референдумом развесили по улицам плакаты, на которых упомянутый Вилдерс обнимался с Путиным. Рисуя такие картинки, проукраински настроенные политики и общественность пытались убедить публику в том, что ответ «нет» равносилен пропагандистской победе Путина.
Теперь, получается, пришло время эту победу признать.
Нидерландский министр иностранных дел Берт Кундерс накануне голосования с горечью сказал, что «Путин откроет бутылку шампанского», если Нидерланды скажут «нет» ассоциации.
Дзынь!
Журналистика Дженнифер Ранкин в британской газете «The Guardian» отмечает, что референдум заставляет «дрожать» европейский истеблишмент. И действительно, итоги плебисцита наносят народный удар по воле наднационального правительства, заседающего в Брюсселе и привыкшего к «единогласию» стран-членов. Ведь соответствующий договор подписан 27 членами Евросоюза, и нидерландский парламент уже его утвердил. И всё же Амстердаму пришлось согласиться на референдум, поскольку коалиция евроскептиков в стране быстро собрала через сайт «GeenStijl» огромное число подписей: 420 тысяч.
Между прочим, идеей мероприятия было подтвердить «дефицит демократии» в ЕС, а не собственно отказать Украине. Инициаторы сбора подписей ратовали за торжество «прямой демократии». По сути, они бросили камень в огород Евросоюза. Большой, знаете, такой камень, как в одном из рассказов Чапека.
Состоявшийся референдум стал настоящей головной болью для европейского истеблишмента. В последние годы европолитикам и без того приходится несладко. Бедолаги заполучили массу крупных проблем: тут и убытки бизнеса из-за санкций и контрсанкций, и дополнительные траты на гонку вооружений, развязанную в духе холодной войны, и миллионные потоки мигрантов, желающих переселиться в ЕС. По словам главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, нидерландское голосование может привести к «общеевропейскому кризису».
Ночью 6 апреля евроскептики, отмечавшие победу на референдуме, пили красное вино в Амстердаме. Утром 7 апреля голова болела у европейской политической элиты в Брюсселе.
Пьют одни, а от похмелья страдают другие. Это и есть прямая демократия, господа.