Белорусский МЗКТ: «свой» или «чужой»?
Горький опыт силового разрыва связей с украинским ОПК заставляет Кремль снижать риски оборонных проектов стратегического значения. Однако вместо разумного импортозамещения, Москва взялась за тотальную замену «чужого» своим. Все чаще подобные громкие заявления по этому поводу звучат от высоких должностных лиц страны. При этом с недавних пор в списке «чужих» фигурируют «особо непокорные» белорусские производители.
Так, 30 марта при посещении «Мотовилихинских заводов» премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о полном отказе от белорусских шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) при создании новейших российских образцов вооружения и техники: «С этим МЗКТ веселая история. Они [белорусы] три года его продавали, но так мы ни о чем не договорились. Раз не хотят продавать – не надо. Нужно на КАМАЗ это все забирать».
В тоже время посол России в Минске Александр Суриков отмечает, что объединение белорусских и российских предприятий со схожим профилем отвечает мировым тенденциям. Кроме того, это будет способствовать повышению конкурентоспособности вновь созданного холдинга: «Нет [зарубежных] производителей грузовиков, которые выпускают меньше 100 тысяч автомобилей. А у нас КамАЗ – 50 тысяч, МАЗ – 30 тысяч: как им конкурировать? У зарубежных производителей больше производственных возможностей, в том числе инновационных – чего выжидать? МАЗ будет там, где чешская Tatra после создания ЕС – нигде. КамАЗ, возможно, там же. Уже половину рынка Китай занимает!»
Интересно, что камнем преткновения в сделке с МЗКТ, впрочем как и с продажей МАЗа, стала цена. По мнению российский экспертов за 2 млрд. долларов США можно построить новый завод, а Минск выставил сумму в 3 млрд. долларов. Но завод – это не только здание и станки, это, в первую очередь, кадры, которых в России, по крайней мере пока, нет. Поэтому Кремль решил действовать по старой схеме: разорить и лишить предприятие гособоронзаказа, а потом за копейки купить. К слову, о готовности заменить белорусские шасси на отечественные уже заявил концерн «Алмаз-Антей». Для этих целей предприятие не так давно выкупило Брянский автомобильный завод (БАЗ).
В то же время, эксперты отмечают, что КамАЗ и БАЗ не смогут полностью заменить белорусского производителя, на стороне которого более 60 лет опыта производства шасси специального назначения. По сути можно говорить о качественном импортозамещении белорусских шасси грузоподъемностью до 40-45 т, на базе которых созданы ракетные комплексы «Точка» и «Точка-У», а также ЗРК «ОСА».
Свою лепту в реализацию государственной программы по импортозамещению в оборонной сфере готов внести и КамАЗ. Правда, руководству автозавода из Набережных Челнов понадобится, как минимум, лет пять на разработку и постановку на вооружение нового тягача. В этих условия можно говорить только о том, что отечественные шасси могут быть использованы лишь при производстве перспективных ЗРК С-500 «Прометей».
Между тем, в настоящее время шасси МЗКТ используются при производстве ОТРК «Искандер», РСЗО «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо» всех модификаций, а также колесных вариантах экспортных ЗРК «Тор», «Бук», С-300 и С-400.
Но хуже всего обстоят дела с комплексами ракетных войск стратегического назначения, которые буквально рискуют остаться без колес. А это без малого – ракетные комплексы «Тополь» , «Тополь-М», «Ярс» и новый комплекс «Рубеж» (который еще только планируется поставить на вооружение). Все они базируются на шасси МЗКТ грузоподъемностью 80 тонн. И альтернативы белорусским «сороконожкам» пока нет.
Все это говорит о том, что российским автогигантам, по крайней мере, в ближайшей перспективе будет непросто заменить продукцию МЗКТ, не говоря уже о том, чтобы снизить объемы его производства.
Вместе с тем, руководство МЗКТ, реагируя на откровенно недружелюбные высказывания в свой адрес, активно занялось диверсификацией рынка сбыта своей продукции. И эта деятельность уже приносит свои результаты. Так, в Китае создано совместное предприятие по сборке грузовых автомобилей из машинокомплектов МЗКТ, а на днях был подписан контракт на поставку партии белорусских шасси в Объединенные Арабские Эмираты, которые уже в июле текущего года пройдут испытания и будут приняты на вооружение армии страны. Также налажены тесные связи и поставляется продукция в Азербайджан, Турцию, Египет и другие страны. При этом нельзя забывать, что с разработкой РСЗО «Полонез» спрос на высококачественные шасси появился и в самой Белоруссии.
Если сохранится такая тенденция, то в ближайшем будущем в структуре производства белорусского МЗКТ доля российских заказов может резко снизится, что еще больше отдалит предприятие от отечественного ОПК.
Вот только выиграет ли от этого российский оборонный комплекс?