Новая военная доктрина Белоруссии разработана с учетом РСЗО «Полонез»
Рост напряженности в регионе, обусловленный непрекращающимся украинским конфликтом, а также повышенной военной активностью стран НАТО в Восточной Европе, провоцирует Россию и ее союзников делать особый упор на обеспечение своей безопасности.
При этом, развивая свои Вооруженные силы, Москва прекрасно понимает, что в сфере обычных вооружений достичь паритета с Североатлантическим альянсом не удастся, поэтому ставка сделана на ядерное сдерживание и превентивный удар. Неслучайно в 2016 году в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) пройдет более 100 командно-штабных, тактических и специальных учений, а также запланировано 16 пусков межконтинентальных баллистических ракет. Кроме того, в РВСН намерены продолжить практику внезапных проверок состояния боевой готовности.
Однако Россия сильна не только своей армией, но еще и союзниками. В этом отношении заслуживает особого внимания ближайший партнер и друг Москвы – Минск, который даже в сложных экономических условиях продолжает наращивать боевой потенциал своих подразделений и, как ни странно, тоже делает ставку на ракетные войска.
Интересно, что первым признаком того, что Белоруссия всерьез занялась военной безопасностью, стало намерение обновить военную доктрину государства. К слову, предыдущая была «актуальной» на протяжении 14 лет… Затем в Китае была разработана и испытана новейшая реактивная система залпового огня (РСЗО) «Полонез». И вот теперь 5 февраля 2016 года завершились крупнейшие учения ракетных войск и артиллерии (РВиА) на бывшем авиационном полигоне Полесский.
Особенностью прошедшего командно-штабного учения РВиА Белоруссии стал значительный пространственный размах, а также совместное применение разнородных сил и средств в едином замысле. По словам начальника белорусского Генштаба генерала Олега Белоконева, была совмещена работа беспилотных авиационных комплексов, вертолета-корректировщика и действия подразделений спецназа в ходе нанесения ракетных ударов. Кроме того, радиолокационные станции сопровождали ракеты в режиме реального времени от момента пуска до поражения цели, а с беспилотных летательных аппаратов фиксировалось огневое поражение мишеней.
Огневое поражение осуществляли воинские части и подразделения комплексов тактических ракет «Точка-У», реактивных систем залпового огня «Смерч», «Ураган» и «Белград», артиллерийские дивизионы, вооруженные дальнобойными орудиями «Мста-Б». Кроме того, по некоторым данным, в последних пусках, возможно, участвовали и расчеты РСЗО «Полонез», которые еще не приняты на вооружение. Данную информацию недвусмысленно анонсировал 3 февраля сам замминистра обороны Белоруссии по вооружению генерал Игорь Лотенков. Он отметил, что в ближайшее время на территории Белоруссии будет проведен заключительный этап испытаний РСЗО «Полонез», по результатам которого планируется к сентябрю включить один дивизион данного комплекса в состав 336-й реактивной артиллерийской бригады. Не исключено, что «ближайшее время» могло составить всего двое суток, и пуски «Полонезов» уже были проведены на белорусской территории. Исходя из размеров Полесского полигона, скорее всего пуски проводились на средней дальности (до 100 км) с упором на точность.
Интересно, что белорусское руководство обычно не афиширует пуски РСЗО «Полонез». Ведь, несмотря на то, что «Полонез» – это реактивная система залпового огня, его тактико-технические характеристики (дальность стрельбы свыше 200 км, высокая точность и возможность наводить каждую ракету на свою цель) позволяют использовать «Полонез» как высокоточный оперативно-тактический ракетный комплекс. А ОТРК – это уже наступательное вооружение, развитие которого никак не укладывается в оборонительную военную доктрину Белоруссии пока еще существующую в настоящее время. В этом случае Минску уже нет и резона «клянчить» у Москвы «Искандер-Э» (заявленная дальность – до 280 км).
Кроме того, еще в прошлом году на фоне успешных испытаний РСЗО «Полонез» в Китае министр обороны Белоруссии генерал Андрей Равков заявил, что у Минска должна быть возможность своевременно поразить военные объекты, находящиеся в непосредственной близости от границы страны для обеспечения безопасности государства. По сути, речь идет о нанесении превентивного ракетного удара.
Возможно, именно о включении концепции упреждающего удара в разрабатываемую военную доктрину говорил белорусский президент Александр Лукашенко, когда ставил задачу Равкову изучить все варианты силового реагирования на современные угрозы с учетом долгосрочного прогноза. Такие серьезные изменения в документе, определяющем взгляды белорусского государства на обеспечение военной безопасности и вооруженной защиты страны могут сильно повлиять на расклад сил в регионе.
К слову, если взять только доказанную дальность стрельбы РСЗО «Полонез» в 200 км (именно на это расстояние испытывался комплекс в Китае), то в зону поражения комплекса попадет большая часть Литвы, Латвии, восточная часть Польши. Интересно, что миролюбивые белорусы умолчали, что от стартовых позиций «Полонеза» на Полесском полигоне (где проводил пуски комплекс) до Киева немногим более 150 км…
Очевидно, что схожесть подходов Белоруссии и России в обеспечении военной безопасности государства не случайность, а результат совместной работы оборонных ведомств двух стран в рамках целого ряда интеграционных проектов. Все это может свидетельствовать о формировании единого оборонного пространства. В этих условиях можно смело говорить о том, что руководство НАТО будет вынуждено пересмотреть свои планы по размещению военных объектов альянса в непосредственной близости от границ Белоруссии и России.