NI: в конфликте Эр-Рияда и Тегерана преимущество на стороне Ирана
«Конечно, холодная война между Ираном и Саудовской Аравией не нова. На протяжении многих лет она определяла линию разлома на Ближнем Востоке. Однако иранское ядерное соглашение значительно подняло ставки в этом противостоянии», — пишет аналитик.
По его мнению, Эр-Рияд опасался, что после сделки власти Ирана получат «все преимущества нормальных отношений с Западом», избежав неприятных последствий «революционного поведения».
«Хотя ни Эр-Рияд, ни Тегеран не хотят полномасштабной войны, и экономический климат, сформированный низкими нефтяными ценами, и политический — благоприятствующий жесткой риторике, увеличивают в обеих столицах риск и вероятность прямого конфликта», — пишет Мосхени.
Политолог отмечает, что последние рискованные маневры Саудовской Аравии были предприняты для того, чтобы отыграться за ряд неудач, которые государство потерпело в значительной степени из-за устойчивого подъема Ирана и собственной неспособности королевства управлять ключевыми событиями в регионе.
Среди провалов Эр-Рияда Мосхени отмечает подписание соглашения по иранской ядерной программе и будущую отмену санкций, которая грозит притянуть более экономически мощный Иран к Штатам; достижения Ирана в Сирии и присутствие России в регионе, а также участие Ирана в переговорах по сирийскому кризису в Женеве; незаконное военное присутствие Ирана в ряде стран.
«Ирано-саудовскую холодную войну делает особо трудной тот факт, что саудиты не осознают, что иранцы занимают более выигрышную позицию для того, чтобы балансировать на грани войны», — отмечает эксперт.
С помощью бойцов Корпуса стражей исламской революции Иран может изучить уязвимые места Саудовской Аравии и других стран. Кроме того, он обладает большим опытом и боевыми возможностями, а также устойчив к внешнему давлению в отличие от оппонента.
«Таким образом, противостояние может открыть беспрецедентное количество слабых мест королевства, угрожая тем самым его политическому строю в целом», — уверен аналитик.