Какие «стальные солдаты» встанут в армейский строй в 2016 году?
В этом году на вооружение российской армии поступит ряд перспективных робототехнических комплексов различного назначения. Об этом сообщил заместитель министра обороны РФ генерал армии Павел Попов, курирующий в военном ведомстве вопросы инновационного технологического развития. По словам генерала, производство робототехнических комплексов военного назначения, равно как и создание эффективных систем управления, выделено в настоящее время в приоритет инновационной деятельности Минобороны России.
«Как известно, сегодня в Вооруженных Силах присутствуют уже десятки робототехнических комплексов наземного и морского назначения, а также сотни комплексов с беспилотными летательными аппаратами, которых ранее просто не существовало, – отмечает Павел Попов. – Если же говорить об эффективности применения таких комплексов, то в качестве примера можно назвать практическую работу БПЛА, а точнее результаты видеоконтроля и видео-разведки с использованием этих аппаратов, которые демонстрируются при освещении операции Воздушно-космических сил России в Сирии».
Кроме того, по словам заместителя министра обороны, опытно-войсковую эксплуатацию в Инженерных войсках сегодня проходят современные робототехнические комплексы разминирования. Ряд из них, подчеркнул генерал армии Павел Попов, выполняют практические задачи по разминированию местности на территории Чечни и Ингушетии.
Позывной — «Уран»
Роботы-разведчики, саперы, спасатели, пожарные. На прошедшем в июне минувшего года Международном военно-техническом форуме «Армия-2015» была представлена уникальная экспозиция «военных» роботов — оборудования, призванного в особо опасных ситуациях заменить человека. Кстати, по информации Минобороны России, по результатам проведения конгрессно-выставочных мероприятий в 2015 году военным ведомством было отобрано более 240 экспонатов, представляющих потенциальный интерес для Вооруженных Сил. В их числе – и разработки в сфере «военной» робототехники.
В одной из программ цикла «Военная приемка» телеканал «ЗВЕЗДА» уже рассказывал о робототехнических комплексах, которые уже стоят или в обозримой перспективе могут встать в строй российской армии. В их числе — беспилотный робот-катер, управляемый в дистанционном режиме, а также способный двигаться самостоятельно по заранее запрограммированному маршруту. Выполнять сложные работы на глубине способен беспилотный подводный робот, и сегодня в российском ВМФ уже эксплуатируются подобные управляемые аппараты типа «Тайгер» и «Пантера», позволяющие в дистанционном режиме выполнять сложные манипуляции под водой.
Для работы в зоне высоких температур создан робототехнический комплекс «Уран-14». Этот управляемый дистанционно аппарат на гусеничном ходу тушит сложные пожары, при этом он самостоятельно забирает воду из гидрантов либо близлежащих водоемов. А саперный агрегат «Уран-6» работает по принципу тральщика, перепахивая землю и подрывая обнаруженные во время траления взрывоопасные предметы. Именно эти комплексы задействованы при выполнении задач по очистке местности от мин на Северном Кавказе.
К бою готовы!
В то же время в планах военных — расширить спектр применения робототехники, передав роботам функции настоящих солдат, прежде всего, на поле боя. Во время визита на Ржевский испытательный полигон Министру обороны России Сергею Шойгу был представлен новейший роботизированный комплекс «Арго», оснащенный боевым модулем с дистанционным управлением. Эта машина создана в Государственном научном центре «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики». Боевой роботизированный комплекс предназначен для ведения разведки и патрулирования местности, способен при необходимости вести огонь из бортового вооружения, поражая как живую силу, так и легкобронированную технику противника.
Роботизированная платформа «Арго» имеет защищенный корпус с предельно низким центром тяжести и установлена на колесной либо гусеничной базе. «Арго» оправдывает свое имя – аппарат плавает. Благодаря этому он может применяться, к примеру, при проведении морских десантных операций: дистанционно управляемая платформа способна обеспечить огневую поддержку десантно-штурмовых групп морской пехоты, выполнять разведку побережья, доставлять грузы для подразделений, ведущих бой на берегу. Полная снаряженная масса комплекса составляет чуть более тонны, при этом скорость передвижения по суше достигает 20 км/ч, а по воде — 2,5 узлов. Основным оружием «Арго» является пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и три РПГ-26.
Еще одна чисто боевая разработка в сфере робототехники – универсальный самоходный гусеничный дистанционно-управляемый комплекс «Платформа-М», разработанный в ОАО «НИТИ «Прогресс». Впервые он был продемонстрирован публике только в прошлом году. Комплекс может вести разведку, вскрывать и поражать различные цели, вести патрулирование районов, обеспечивать охрану объектов. Кроме того, «Платформа-М» в состоянии ставить дымовые завесы, минировать местность, проделывать проходы в минных полях противника, доставлять боеприпасы в назначенное место. Источники питания обеспечивают роботу непрерывное движение в течение 10 часов. Защиту «Платформе-М» обеспечивает бронированный корпус. В качестве полезной нагрузки комплекс может нести пулеметы, гранатометы АГС-30, ПТРК «Корнет», средства оптико-электронной разведки.
Разведчик, манипулятор, грузовик
Сегодня задачи по внедрению в армии и на флоте роботизированного оборудования решает в Минобороны России созданный в структуре ведомства Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники. Уже принята комплексная целевая программа «Создание перспективной военной робототехники до 2025 года», при этом Военно-научным комитетом Генштаба Вооруженных Сил России разработана концепция применения робототехнических комплексов военного назначения на период уже до 2030 года.
При этом над программами, связанными с развитием ключевых технологий, необходимых для создания робототехнических комплексов нового поколения, ведется совместная работа с рядом российских разработчиков. Такая кооперация, как отмечают в Минобороны России, оправдана, ведь гражданским специалистам, имеющим большой опыт и солидные наработки в сфере робототехники, есть что предложить военным.
В частности, уже упомянутый Государственный научный центр «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» по праву считается одним из крупнейших в стране исследовательских центров, обладающих весомой научно-исследовательской и конструкторско-технологической базой. Созданный еще в 1968 году как Особое конструкторское бюро технической кибернетики при Ленинградском политехническом институте, сегодня он занимается созданием мобильных робототехнических комплексов и транспортно-манипуляционных систем, обеспечивает интеллектуализацию управления, выпускает средства информационного обеспечения роботов. Среди основных разработок центра – мобильные робототехнические комплексы специального применения (в том числе для обеспечения безопасности), наземные, воздушные и морские системы радиационного контроля и мониторинга.
Названия устройств говорят сами за себя – робот радиационной разведки, робототехнический комплекс для проведения технологических операций в условиях радиационного воздействия, робототехнический комплекс для визуализации локальных источников гамма-излучения. Созданный в институте мобильный малогабаритный робот «ЮЛА-Н» способен вести дистанционное аудио- и видеонаблюдение. Вес этой «игрушки» не превышает килограмма, при этом он может более двух часов передавать информацию оператору на дальности до 100 метров. А малогабаритный разведывательный робот «Кадет» может использоваться уже не только как разведчик, но и применяться для доставки небольших грузов.
Дмитрий Сергеев