Российская авиабаза в Белоруссии: pro & contra
Предлагаю Вашему вниманию еще один материал из категории «правда-матка», где Белоруссия, претендующая на высокое звание «стратегического союзника», таковым фактически не является. Я специально выделил те тезисы, которые яркл подтверждают данный вывод. Да-а-а, пропала Белоруссия..
Интрига уходящего года вокруг размещения российской авиабазы в Белоруссии, следует полагать, перекочует в 2016-й. Очередной визит Александра Лукашенко в Москву 21 декабря ясности в этот вопрос не привнес. «Ничего не изменилось. Вопрос не обсуждался и не будет обсуждаться, наверное», – прокомментировал итоги встречи двух президентов министр обороны РБ генерал-лейтенант Андрей Равков.
Следует отметить, что глава белорусского военного ведомства в октябре текущего года весьма критически оценивал целесообразность размещения российской авиабазы на территории республики. «Какой смысл размещать авиационную базу на территории Белоруссии? Пока смысла нет, – рассуждал генерал публично. – Почему? Размышления такие: наши соседи, особенно вновь избранный президент Польши, он просит НАТО (и они согласились) разместить четыре базы различного предназначения, в том числе и авиационного, в непосредственной близости от границы Белоруссии. И ответ простой: так, может, мы возьмем какие-то средства поражения, которые могут своевременно в нужном месте нанести поражение этим объектам? Это будет намного эффективнее, чем авиационная база».
Наверняка российские военные были удивлены такому комментарию белорусского министра. Ведь инициатива размещения российской авиации в Белоруссии исходила из Минска, испытывавшего проблемы с защитой своих воздушных рубежей и одновременно с отсутствием финансовых средств на ремонт и модернизацию дорогостоящих Су-27. В 2013 году было принято решение списать все 22 самолета в связи с исчерпанием их ресурса. После чего началось обсуждение вопроса о размещении российской авиабазы. Министр обороны России Сергей Шойгу на встрече с Александром Лукашенко заявил о планах ее создания к 2015 году. Возражений не последовало, но спустя некоторое время «батька» взялся всячески отрицать такую возможность, говоря о необходимости поставок истребителей. Позже неоднократно звучали взаимоисключающие заявления руководства обеих стран.
19 сентября нынешнего года Владимир Путин отдал распоряжение правительству подписать соглашение о создании авиабазы, на что 6 октября последовала странная реакция Александра Лукашенко, заявившего, что с ним никто никогда не обсуждал этого вопроса (а как же хотя бы его беседа в апреле 2013 г. с С.Шойгу?) и российская авиабаза ему не нужна, а нужны самолеты для ВВС Белоруссии. Затем последовали заявления других высших должностных лиц. И вышеупомянутое, завуалированное под военную целесообразность объяснение министра обороны А.Равкова, и предельно откровенное высказывание министра иностранных дел Владимира Макея на совместном заседании коллегий внешнеполитических ведомств двух стран: «Авиабаза вызовет раздражение в адрес и Минска, и Москвы».
Таким образом, сначала Минск пригласил силы ВКС РФ к совместной защите воздушного пространства страны, а затем, видимо, чтобы не дразнить Запад, ставший в последнее время значительно лояльнее к белорусскому режиму, изменил свое решение. Глядишь, можно одним выстрелом двух зайцев убить: выпросить и самолеты у России, и кредит у МВФ.
22 декабря генерал А. Равков в интервью программе «Арсенал» рассказал белорусским телезрителям о том, что Минск планирует закупить у Москвы самолеты Су-30, Як-130 и зенитно-ракетный комплекс Тор-М2. Видимо, речь идет о партии самолетов Су-30, находящихся на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах, которые раньше находились на вооружении ВВС Индии. Как позже уточнил командующий ВВС и войсками ПВО Белоруссии генерал-майор Олег Двигалев, замена устаревших МиГ-29 на Су-30СМ планируется после 2020 года.
Если многочисленные высказывания на этот счет очистить от словесной шелухи, то позиция белорусского руководства сводится к одному: оно хочет усиливать свою авиацию, но не желает иметь на своей территории самолеты «стратегического союзника» по Союзному государству.
Одновременно возникает вопрос, откуда возник сюжет с продажей белорусам истребителей? Собирается ли Москва это делать? Об этом российские официальные лица помалкивают. РФ, судя по всему, предпочтительнее разместить в Белоруссии свою авиабазу, нежели кредитовать «омоложение» стареющего белорусского авиапарка. На наш взгляд, есть еще одна весьма веская причина воздержаться от продажи боевых самолетов ближайшему «союзнику». Как уже неоднократно сообщалось в СМИ, белорусские власти наладили и укрепили связи с военно-промышленным комплексом и Вооруженными силами Украины. Тот же 558-й авиаремонтный завод в Барановичах ремонтирует украинские самолёты Су-27 и МиГ-29, а также вертолеты Ми-24, используемые в том числе в Донбассе. По мнению некоторых экспертов, такое сотрудничество, как и поставки топлива украинскому режиму, только возрастает, принося белорусам неплохую прибыль. А кто может дать гарантии, что Минск не перепродаст Су-30 Киеву, если, конечно, тамошняя хунта продержится у власти еще какое-то время? Гарантий таких нет, ибо сам гарант белорусской Конституции способен, как видим, отказываться от взятых на себя обязательств в зависимости от конъюнктуры.
Такое непостоянство при выполнении союзнических обязательств подталкивает к простому вопросу: а целесообразно ли вообще размещать на территории Белоруссии российскую авиационную базу? По мнению некоторых экспертов, созданием авиабазы Россия стремится к укреплению обороноспособности на своих западных границах с учетом необходимости защиты Калининградской области, окруженной недружественными государствами блока НАТО – Литвой и Польшей. У российской стороны вызывает беспокойство размещение натовских беспилотников и истребителей в прибалтийских государствах и перевооружение армий скандинавских стран.
А теперь зададимся вопросом: смогут ли 12 истребителей, хоть и многофункциональных, в случае вооруженного конфликта с западными странами прикрыть Россию с западного направления? Например, если придется вступить в борьбу с польскими ВВС, имеющими на вооружении 48 истребителей F-16 и 32 советских МиГ-29, то даже при поддержке восьми дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300ПС ПВО Белоруссии одержать победу будет очень непросто. Следует принять во внимание, что в случае серьезного конфликта на помощь полякам придут ВВС других стран НАТО. На северо-западе против нас нацелены приблизительно 250 самолетов разных типов ВВС Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции плюс еще 52 истребителя пятого поколения F-35, заказанных Норвегией у США. Мы же можем поднять в воздух два истребительных полка, дислоцирующихся в Мурманской и Тверской областях, а также истребительный полк авиации Балтийского флота (Калининградская область). Это не считая восьми зенитных ракетных полков 1-го Ленинградского Краснознамённого командования ВВС и ПВО Западного военного округа.
Жидковато получается в сравнении с авиацией ПВО СССР, насчитывавшей только в западной части страны более 30 истребительных полков. И это при том, что СССР не граничил непосредственно с Североатлантическим блоком. Россия же сейчас находится в непосредственном соприкосновении с вероятным противником и до советских количественных показателей ей очень далеко. И вряд ли в обозримом будущем по силам восстановить хотя бы часть прежней мощи. В этих условиях, наверное, есть смысл сосредоточиться на наиболее опасных направлениях и базировать авиацию на своих аэродромах. Тем более что, как видим, Белоруссия не горит особым желанием совместно укреплять безопасность Союзного государства и не предоставляет РФ возможности создать авиабазу на ее территории.
Возможно, наши сетования на то, что руководство Белоруссии, к большому сожалению, отнюдь не показало себя надежным партнером и склонно решать свои сиюминутные задачи, играя на противоречиях России и Запада, кому-то покажутся необоснованными. В таком случае посоветуем ознакомиться с публикацией в печатном органе Администрации Президента РБ газете «Советская Белоруссия» от 23 декабря. Она содержит красноречивый ответ на вопрос, чью сторону принимают сегодня власти страны.
«Главным объектом сдерживания в нашем регионе на сегодняшний день представляется Российская Федерация, которая впервые за много лет совершила акт отторжения территории у другого суверенного государства (Украины), а также, по мнению многих, продолжает ставить под вопрос территориальную целостность этого государства… – говорится в статье. – НАТО и ЕС пытаются сдерживать экспансию России (в частности – на территории Украины). Роль Белоруссии в этом сдерживании является двоякой. С одной стороны, Белоруссия как будто выступает пассивным элементом сдерживания. Отказывая российской стороне в размещении на своей территории военной инфраструктуры, в использовании своей территории для давления на Киев, Белоруссия тем самым ограничивает возможности России по наращиванию военно-политического присутствия и напряжённости в регионе Восточной Европы.
Но с другой стороны, при этом Белоруссия была и остаётся верным союзником России, выполняющим все свои обязательства, особенно – в области безопасности. Отказ от размещения на своей территории российской военной базы – это акт отрицания белорусской стороной легитимности того типа внешней политики, элементом которого является создание данного объекта (авиабазы. – Ред.)».
Итак, по признанию белорусского официоза, один союзник – в лице Белоруссии сдерживает «экспансию» другого союзника – России. Делает это он в одной упряжке с НАТО и ЕС и при этом без малейшей шутки настаивает на том, что «остаётся верным союзником России, выполняющим все свои обязательства, особенно – в области безопасности».
Слушайте, да это же революция в международных отношениях! Невиданный в истории феномен, перекрыть который может только открытый переход такого «союзника» на сторону противника.
Чего, очень надеемся, все же не случится.