Минск-2016
Ключевой вопрос — о выборах
Ближайший дедлайн по Минскому соглашению – это февраль, когда в Киеве должен быть принят новый, согласованный с республиками закон о выборах и проведена конституционная реформа. Соблюдение сроков этих действий под большим вопросом, не говоря уже про вопрос — возможны ли они вообще? В Европе и России отказываются даже рассматривать вариант отказа от Минска-2: слишком много сил было приложено для согласования итогового документа. С другой стороны, несоблюдение украинской стороной сроков поставит Европу в тупик. Как говорит министр иностранных дел России Сергей Лавров, «западные партнеры пытаются спрятать полную неспособность дисциплинировать своих подопечных в Киеве за стыдливыми процедурами, связанными с продлением санкций против России». К счастью для Брюсселя, тупик будет только риторический. Сейчас ЕС даже может признать неправоту Украины. Ему не придется вслед за таким признанием, немедленно переходить к политически невыгодным практическим шагам: антироссийские санкции уже продлены на полгода, и вопрос об их отмене будет рассматриваться лишь через несколько месяцев.
С другой стороны, что-то нужно решать с местными выборами в ДНР и ЛНР, назначенными на февраль и март. Если к этому времени не будет принят согласованный с ополченцами закон о выборах, то они пройдут по местным, республиканским нормам. И пока эти выборы также никто не отменял, несмотря на явное сопротивление им Петра Порошенко. Выдвигаемые им условия выборов без согласованного закона таковы, что они явно не устроят республики. Довольно странно было бы, например, участие в выборах в ЛНР и ДНР тех украинских партий, которые на востоке Украины справедливо считаются экстремистскими, причем не только по своей риторике. То есть партий, чьи боевики воюют против тех органов власти, куда им предстояло бы избираться.
Европа пока заняла внешне нейтральную позицию — она продолжает настаивать на том, чтобы выборы в республиках прошли в срок. Но это явно способ оказать давление на украинского президента, чтобы он чувствовал необходимость выйти все-таки на согласованный с ЛНР и ДНР вариант. Потом уже, ближе к делу, позиция Брюсселя может и измениться.
В целом же перенос имплементации Минских соглашений на 2016 год дает сторонам передышку во времени. Как сообщила пресс-служба Кремля, министрам иностранных Нормандской четверки поручено в начале 2016 года провести «тщательную инвентаризацию хода выполнения минских договоренностей». Инвентаризацию, а не мониторинг. Это означает, что продление договоренностей не только сдвигает срок их окончания, но предполагает, что в результате «поплывут» и все прочие заложенные в них сроки.
При этом информация об итогах переговоров «четверки» идет ссейчас в основном из Москвы. Это говорит о том, что Россия добилась вполне устраивающих ее договоренностей.
Главное, чтобы не стреляли
Для ДНР с ЛНР продление соглашения даже выгодно: «Для нас это означает продление перемирия, а следовательно, возможность заниматься государственным строительством и восстановлением хозяйства ДНР», — отметил глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко. Кроме того, перемирие дает возможность лидерам самопровозглашенных республик набирать политические очки среди внешних сил за счет демонстрации своего миролюбия и готовности реализовывать Минские соглашения. «Мы подтверждаем готовность обсуждать с киевской стороной модальности проведения выборов в ДНР. Мы заинтересованы в том, чтобы эти выборы состоялись, так как это повысит управляемость нашей территории и, следовательно, будет способствовать повышению уровня жизни наших граждан», — говорит Захарченко. Да, российские караул-патриоты называют это показное миролюбие свидетельством готовящейся «сдачи Новороссии», однако на деле речь идет о беспроигрышной стратегии. Лидеры ДНР и ЛНР предлагают Киеву садиться за стол переговоров, прекрасно при этом понимая, что Украина от них откажется.
Как заявил Сергей Лавров, украинский президент отказывается от выполнения Минских соглашений, исходя из внутриполитических мотивов. «Порошенко имел все возможности продавить через радикалов, через экстремистов, которые пытались его обвинить в национальном предательстве, решения, которые воплощали бы в жизнь этот важный документ, — заявил российский министр. — Даже сами термины, которые подбирались, говорили о том, что ему хочется задираться и тем самым, наверное, набирать какие-то внутриполитические очки. Насколько это получилось, я не знаю. Рейтинги говорят об обратном». И, учитывая эти падающие рейтинги, вряд ли стоит надеяться на то, что в ближайшее время Петр Порошенко изменит свою позицию и начнет имплементацию Минских соглашений. Не стоит ожидать и адекватного поведения со стороны Верховной Рады — нынешний ее состав слишком радикален, а нового не будет, поскольку ни Блок Петра Порошенко (с достаточно низким рейтингом), ни сторонники Арсения Яценюка (с практически нулевым рейтингом) не позволят распустить парламент и назначить новые выборы.
Рука канцлера
С другой стороны, у Порошенко нет пространства для маневра в плане трактовок Минска — в соглашениях четко прописаны шаги, которые Украина должна принимать. «Там написано, что в конституции на постоянной основе должна быть децентрализация. Это означает право на пользование русским языком на территории Донбасса, на особые экономические связи с Россией, право участвовать в назначении прокуроров, судей, иметь свои органы правопорядка, включая народную милицию, и еще целый ряд вещей, которые лично писала канцлер Германии Ангела Меркель вместе с президентом Франции Франсуа Олландом», — говорит Сергей Лавров.
При этом, сам факт этих соглашений, как и российско-европейский консенсус в вопросе отказа от эскалации, сдерживают Киев от различных авантюр. Да, по умолчанию ему все еще позволено внешними спонсорами заниматься мелкими провокациями и обстрелами. В Донецке и Луганске это понимают, и расслабляться не собираются. «К сожалению, не могу сказать, что продление Минских соглашений оградит нас от гибели ополченцев и мирных жителей, так как во время перемирия киевские силовики продолжают засылать диверсионные группы и обстреливать наши мирные города», — пояснил Захарченко. Одновременно с этим один из руководителей ДНР в разговоре с корреспондентом дал понять, что в республике крайне серьезно относятся к концентрации украинской армии возле линии соприкосновения, и даже готовятся к полноценному наступлению.
И фигура спикера
Но оно как раз маловероятно, поскольку Порошенко прекрасно понимает, что в случае перехода к активным боевым действиям ни ЕС, ни даже США его всерьез не поддержат. Более того, Европа в этом случае, как в начале 2015 года, может прикрыть глаза на последующее контрнаступление ополченцев с отжатием у Киева новых территорий. Поэтому у украинского лидера нет выхода — он вынужден сидеть, грустно наблюдая за тем, как ЕС и США теряют к нему интерес, и надеяться на то, что Путин совершит ошибку и докажет Европе, что она нуждается в украинском форпосте для борьбы с агрессивной и непредсказуемой Россией. Но ошибок быть не должно — наоборот, Кремль взял курс на статус-кво. Этим, в частности, объясняется подключение к Контактной группе по урегулированию кризиса вокруг Украины бывшего спикера Госдумы Бориса Грызлова, которого можно охарактеризовать как мастера компромисса. Если бы Кремлю нужны были прорывы, или превращение Минского или Нормандского формата в место для серьезных и острых дискуссий, были бы назначены другие люди.