![](https://flanker.org/wp-content/uploads/2015/12/19516988.jpg)
Турция хочет закрыть черноморские проливы для РФ
Впрочем, российский полпред Виталий Чуркин признал, что возможность введения ограничительных мер в отношении Турции на мировом уровне, довольно сомнительна. «Вы же видите, что Турцию стала прикрывать НАТО в ситуации с нашим сбитым самолетом. Другие в кулуарах осуждают их (Турцию) за это, но публично стараются этого не делать. Поэтому мы, исходя из реальности, должны прогнозировать, что может произойти», — сказал Чуркин.
Новый виток обострения вряд ли приведет к открытому военному противостоянию, однако ухудшит обстановку в ближневосточном регионе, считает военный аналитик Михаил Ван: «Эрдоган, как в случае с Су-24, приводит совершенно нелепое объяснение. Как могло турецкое рыболовное судно перепутать российский военный корабль с натовским? И даже если и так, то зачем было подходить на такое близкое расстояние и игнорировать радиосообщения и предупреждения? Но все это неважно. Главное, на чем настаивает лидер восточной республики – Россия открыла огонь по гражданскому судну, а это значит, что Москву теперь можно обвинить в агрессии, и на этом основании настаивать на закрытии для нее Черноморских проливов. Пусть все шито белыми нитками, но для Вашингтона и так сойдет. Конечно, одного инцидента недостаточно, но лишившись возможности действовать в воздухе, Турция будет продолжать провокации в Черном море».
По словам политолога и востоковеда Андрея Гилева, ситуация очень серьезная. «Накал страстей на Ближнем Востоке в последнее время и так нешуточный. Шальная ракета, неважно с какой стороны она прилетит, может стать поводом для открытого военного столкновения. Пока, полагаю, каждая из сторон пытается этого избежать, потому что Третья мировая – никому не нужна. Но, с другой стороны, Турция всячески пытается спровоцировать Россию на применение силы, чтобы связать руки Москве в Сирии, и на Черном море. Эрдоган только прикрывается сладкими речами про примирение, про желание Анкары «продолжить стратегическое партнерство» с Москвой. На деле же он делает все возможное, чтобы исключить РФ из игры под названием «урегулирование сирийского кризиса»».
Чем может ответить Россия на провокации Турции? И может ли Анкара действительно добиться закрытия Босфора и Дарданеллы для Черноморского флота РФ? Опрошенные эксперты расходятся во мнениях. Ряд наблюдателей полагают, что реальных рычагов воздействия у Москвы нет. «Путин усиливает военное присутствие в Сирии, но этого явно недостаточно. Турция сегодня делает все возможное, чтобы вовлечь в конфликт и Ливию, и Йемен, вообще всю ближневосточную Азию и дойти вплоть до Крыма. Вспомните слова премьера Давутоглу, который не так давно озвучивал планы о воссоздании Османской империи и заявлял, что Турция превратит Балканский полуостров, Кавказ и Центральную Азию в оазис турецкого влияния», — говорит политолог Вячеслав Городов, добавляя, что если НАТО и дальше будет «прикрывать» Турцию, то у РФ не останется шансов сохранить свое влияние на этой территории, не ввязавшись в открытое противостояние.
С другой стороны, Михаил Ван отмечает, что Вашингтон не позволит Эрдогану осуществить свою мечту. «Обама тешил Анкару мечтами об Османской империи, однако такое усиление Турции на Ближнем Востоке Америке не выгодно. Скорее НАТО будет прикрывать Анкару, но на определенных условиях. Излюбленная Штатами политика двойных стандартов – Путин и Эрдоган оказались втянуты в личный конфликт, который ослабляет обе стороны, а Вашингтон в это время может проводить свою политику на Ближнем Востоке, и диктовать условия и Москве, и Анкаре».