Google+ Твиттер Фейсбук Одноклассники Вконтакте БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Военная аналитика, новости, мнения о проблемах военной безопасности России.

0

Дипломатия под грохот орудий

На серьёзные переговоры с Донбассом Киев пойдёт только в случае крупного военного поражения.

22 января в Берлине прошла очередная встреча «нормандской четвёрки», посвящённая урегулированию конфликта в Донбассе. Главы МИД России, Украины, Германии и Франции в очередной раз заявили о том, что они поддерживают срочный отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, которая зафиксирована в Минских договоренностях. «Если это произойдет, то мы сможем говорить о существенной деэскалации нынешнего конфликта», — сказал глава российского МИДа Сергей Лавров. Министр добавил, что идею отвода тяжелых вооружений, с инициативой которого выступил президент России Владимир Путин, поддержали ополченцы ДНР и ЛНР.

По словам главного дипломата Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, на встрече стороны достигли «ощутимых успехов, хотя и не было прорыва».

— Это было трудное дело, и могу вас заверить, что терпение всех участников на исходе. Но сегодня у меня возникло впечатление, что четыре министра иностранных дел, собравшиеся здесь, сознают свою ответственность и понимают, что дальше так продолжаться не может — заявил Штайнмайер журналистам.

В то же время, как пишет «Независимая газета», министр иностранных дел Украины Павел Климкин остался недоволен итогами встречи.

Переговоры проходили на фоне трагических новостей с Донбасса. Кроме того, сами украинские силовики были вынуждены признать, что им пришлось оставить донецкий аэропорт. А глава ДНР Александр Захарченко — после трагедии на остановке в Донецке, заявил о намерении «отодвинуть» линию фронта от столицы республики, чтобы обезопасить мирных жителей мегаполиса от артобстрелов.

Возникает ощущение, что «переговорный процесс» идёт сам по себе, а военные действия в Донбассе – сами по себе. Остаётся ли шанс на мирное урегулирование конфликта?

— Европа хотела бы прекратить войну в Донбассе, но на своих условиях, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. – Попросту говоря, они хотят капитуляции ДНР и ЛНР.

В последние дни мы видели, что украинские войска активизировали военные действия. Видимо, пытались понять, насколько силён противник, и не получится ли у них перейти в наступление. В результате, они получили контрнаступление ополченцев. И довольное успешное. Самое важное, что украинских военных выбили из донецкого аэропорта. Но и на других участках, в том числе под Луганском, идут успешные наступательные операции.

На этом фоне европейцы засуетились. Отсюда и фраза Штайнмайера, что продолжаться так дальше не может. Конечно, ЕС не устраивает, когда наступают ополченцы. Потому опять заговорили об отводе тяжёлого вооружения. Хотя эта идея возникла ещё в самом начале перемирия. Была даже намечена линия разграничения. Надо уже было отводить артиллерию, но вместо этого продолжились обстрелы мирных городов украинскими силовиками.

Это говорит о том, что пользы от переговоров практически нет. Да, в них надо участвовать, чтобы демонстрировать, что мы заинтересованы в мире (а это действительно так), но рассчитывать на положительный результат таких переговоров вряд ли стоит.

В нынешней международной ситуации переговоры будут иметь смысл только тогда, когда обвалится фронт украинской армии, и ополченцы пойдут на Харьков и Киев. Вот тогда со стороны Украины и ЕС начнутся серьёзные переговоры.

Последние месяцы показали, что нынешняя киевская власть не заинтересована в том, чтобы найти какие-то компромиссные решения по урегулированию кризиса. Так называемое перемирие они использовали именно для того, чтобы накопить военные силы и попытаться задавить Донбасс. При желании давно уже можно было предложить ЛНР и ДНР план, где бы давались чёткие гарантии их особого статуса, права выхода из состава Украины в случае нарушения договорённостей и т.д. Ничего этого сделано не было. Переговоры должны идти, когда киевская власть почувствует, что у неё земля уходит из-под ног.

Выход у ополченцев теперь один – наступать и побеждать. То «перемирие», которое есть сейчас, приводит только к тому, что чуть ли не каждый день множатся жертвы среди мирного населения.

Если бы в августе не было остановлено наступление ополченцев, жертв, как среди солдат, так и среди мирных жителей было бы на порядок меньше, и война давно бы уже закончилась.

— Что, на ваш взгляд, стоит за пафосным заявлением Порошенко о том, что «украинство» будет возвращено в Донбасс. Киев действительно собирается провести крупномасштабную наступательную операцию? Или это очередная игра на публику?

— У киевских властей сегодня «есть амбиции, но нет амуниции». Для того чтобы провести большое наступление, нужно создать сильные ударные группировки с квалифицированными военными, имеющими боевой опыт. Но таких сил у ВСУ сейчас явно недостаточно. Украинцы, конечно, использовали перемирие, чтобы подтянуть новую технику, привести в порядок потрёпанные воинские части. Но и ополченцы, сложа руки, не сидели. И тут, кстати, кроется ещё одна опасность: конфликт может продолжиться на более высоком — в плане боевой подготовки, уровне. А значит, с обеих сторон могут на порядок возрасти потери. И если ополченцы не одержат решительной победы, с каждым новым витком число жертв, в том числе среди мирного населения, будет расти.

— Насколько реально сейчас ополченцам развить успех, достигнутый в августе? Эпопея с донецким аэропортом показала, что украинские силовики тоже умеют сражаться довольно упорно.

— В район аэропорта Киев бросил лучших своих военных. В других местах на позиции зачастую согнаны плохо мотивированные к войне совсем молодые призывники. Необходимо действовать по правилам военного искусства – искать слабые места в обороне противника, совершать прорывы, окружать. Россия должна открыто помочь Новороссии. Надо создать ударную наступательную хорошо вооружённую и экипированную группировку. Повторяю, только в случае военных успехов ополченцев с ними всерьёз захотят говорить в Киеве и на Западе.

— Разговоры о перемирии звучат уже даже цинично на фоне того, что от обстрелов украинских силовиков гибнут мирные люди, — считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – На отвод тяжёлого вооружения ополченцы были готовы ещё осенью. Что касается киевской власти, то она уже столько раз нарушала собственные обещания, что верить в её мирные инициативы нельзя. Поэтому пока Запад не надавит на Украину, она не будет выполнять взятых на себя обязательств.

— Фраза Штайнмайера о том, что «дальше так продолжаться не может» будет иметь политические последствия?

— Мы уже много слышали фраз. Европа закрывает глаза на убийства тысяч мирных людей в Донбассе.

Я не верю, что ЕС и США заставят Украину отказаться от военных действий против Донбасса. Говорю это с сожалением, поскольку политическое урегулирование было бы наилучшим выходом из ситуации. Но пока мы по всему видим, что Украина готовится весной возобновить масштабную карательную операцию против ЛНР и ДНР. Иначе к чему эта концентрация военной техники, всё новые волны мобилизации?

— На мой взгляд, у конфликта в Донбассе вообще нет военного решения, — говорит директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. – Поэтому можно только приветствовать, что дипломаты стран «нормандской четвёрки» пытаются найти какой-то политический выход. Другой вопрос, удастся ли ЕС убедить Киев отказаться от военного противостояния.

— Есть мнение, что ЕС заинтересованы в мире на Украине, а вот США как раз нет. И пока в Киеве слушают, что скажут в «вашингтонском обкоме», мира в Донбассе не будет…

— США не нужен не только мир на Юго-Востоке Украины, но и сама Украина. Ясно, что в Европе опасаются, что данный локальный конфликт отразится на безопасности ЕС в целом или даже выйдет за границы Украины.

США, по всей видимости, пытаются применить привычную для них тактику: «разделяй и властвуй». Они, наверняка, уверены, что управляют этим конфликтом, хотя он давно уже вышел из-под их контроля.

В Соединённых Штатах сейчас все события, происходящие в мире, рассматриваются сквозь призму внутриполитической борьбы. Яркий пример тому вчерашняя речь Обамы. С точки зрения здравого смысла он сказал абсолютную чушь, когда заявил, что экономика России «порвана в клочья». Но реальное положение дел в России американских обывателей мало интересует. И Обама сделал это заявление только для того, что убедить их в том, что США по-прежнему имеют сильное влияние во всём мире. Он просто хочет без импичмента досидеть свой президентский срок.

Я надеюсь всё же, что Киев и Запад поймут необходимость мирного урегулирования или хотя бы замораживания конфликта в Донбассе. У подобных конфликтов есть своя логика развития. Если их «запустить», как болезнь, они могут перекинуться на соседние территории и даже привести к новой глобальной войне.

Redactor • 25 января, 2015


Предыдущая запись

Следующая запись

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Одноклассниках Опубликовать в Livejournal Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Google+

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована *