Как американцы Ту-142 перехватывали
В последние два года США все более раздраженно заявляют о нарушении «этики» поведения со стороны российских самолетов, активно маневрирующих возле кораблей и самолетов НАТО. Так, 29 октября четыре палубных истребителя F/A-18 Super Hornet были подняты для перехвата двух наших противолодочных самолетов Ту-142. В качестве причины указывается, что якобы наши самолеты не отвечали на запросы и находились на высоте около 150 метров в миле от авианосца «Рональд Рейган». А он в это время совместно с южнокорейскими ВМС находился на учениях в нейтральных водах восточнее Корейского полуострова.
Облеты узаконены соглашением
Все эти заявления выглядят по меньшей мере странно. Подобная практика сложилась в приснопамятные времена холодной войны. Тогда НАТО и Организация Варшавского договора внимательно следили за военными учениями и маневрами своего «вероятного» противника. В 1972 году для исключения возможного перерастания «военных игр» в нечто большее СССР и США подписали межправительственное соглашение «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним».
Документ регулировал правила поведения сторон при «непосредственном контакте», и, несмотря на достаточно сложные ситуации, до настоящего времени все было корректно, в рамках «приличий». Это отмечают и представители американских военных. Так, глава Североамериканского командования воздушно-космической обороны (НОРАД) адмирал Билл Гортни, считая наращивание числа полетов со стороны РФ агрессивным, одновременно отмечает корректное поведение наших летчиков.
Тогда чем же объяснить причину недовольства представителей Пентагона? В какой-то степени на этот вопрос отвечает сам адмирал Гортни, по мнению которого Москва таким способом передает сигнал Вашингтону. И в этом с ним можно согласиться. Да, Россия и ее вооруженные силы уже не те, какими они были в начале 1990-х. Тогда военные США без особых затруднений демонстрировали свои «мускулы» и за это время привыкли к тому, что в мире нет другой силы, способной противостоять им.
Но за прошедшие 10–15 лет наша армия, как сказочный Феникс, возродилась «из пепла» и вышла из ситуации, граничащей с развалом. Сегодня нашим военным есть что показать миру. Не обращая внимания на западное «брюзжание» и корректно, с учетом весьма острой международной обстановки мы должны демонстрировать собственные возможности. Как в той поговорке, «чтобы знали…» А примеров того, что у нас есть и что мы можем показать, немало.
Примеры
Достаточно вспомнить шумиху в СМИ по поводу полета далеко не нового российского бомбардировщиком Су-24 над американским эсминцем «Дональд Кук» в апреле 2014-го. Корабль с новейшей системой ПРО Aegis и крылатыми ракетами «Томагавк» на борту вошел в акваторию Черного моря для демонстрации силы в связи с событиями в Крыму. Но все получилось ровно наоборот. Су-24 с бортовыми средствами радиоэлектронной борьбы «ослепил» все средства разведки «Кука» и 12 раз пролетел над ним на малой высоте, в зоне досягаемости корабельных зенитных средств. Другими словами, российский Су-24 корректно дал хорошую «оплеуху» американскому «Дональду Куку» в ситуации, когда «видишь, хочешь, но не можешь».
Необходимость таких полетов и контроля достаточно убедительно показал эпизод в ноябре–декабре 1984 года, едва не вылившийся в вооруженное столкновение между Тихоокеанским и американским флотами в Японском море. Тогда три авианосные группы США участвовали в совместных американо-японских морских учениях в районе Окинавы с привлечением самолетов и подводных лодок. Из-за плохой погоды внезапно, нос к носу в воздухе встретились наши разведывательные самолеты Ту-95 и 25 невооруженных американских самолетов F-14 «Томкэт» и F-4 «Фантом». Последние срочно сели на авианосцы и вооружились.
На фоне таких «сражений» облет одиночного «Дональда Кука» таким же одиночным же боевым самолетом России, пилот которого действовал в соответствии с соглашением от 1972 года, выглядит более чем деликатно. Излишнее рвение в подобных ситуациях и несоблюдение установленных правил может завершиться трагедией и без боя. Так, в октябре 1996 года излишняя демонстрация собственных летных навыков в непосредственной близости от крейсера «Петр Великий» в ходе его испытаний завершилась падением в море и гибелью шведского истребителя «Вигген».
Следует отметить, что летчики США и других стран НАТО не упускают случая «показать» себя вблизи наших самолетов и боевых кораблей. Но РФ, в отличие от США, в таких случаях не бьет «в колокола». Так, по словам летчика-испытателя, героя России Магомеда Толбоева, «когда мы находимся в море где-то рядом или даже не рядом с ними (с США), они тоже летают над нами, тоже кружат». Он подчеркивает, что «это абсолютно нормальная международная практика и никто никому запретить такие облеты не вправе».
С большой вероятностью можно утверждать, что столь нервную реакцию США на полеты наших самолетов стимулировали и действия РФ в Сирии. Не последнюю роль в этом сыграло и применение высокоточных крылатых ракет корабельного базирования «Калибр», а также самолетов стратегической авиации. Они весьма убедительно продемонстрировали наши возможности на фоне так называемых успехов штатовской авиации в борьбе с террористами. Сравнение результатов явно не в пользу США, что заметно бьет по их имиджу в лице тех, кто реально подходит к оценке событий. Надо полагать, что усиление действий России в Сирии после катастрофы нашего самолета над Синаем и изменение политики Франции после терактов в Париже тоже является еще одним сильным раздражителем для Белого дома. Это явно не устраивает американское руководство, не отступающее от своей политики изоляции России в связи с событиями на Украине. Последним доказательством сопротивления любым действиям России стал сбитый Су-24 российских ВКС.