Вооружая Китай
17 ноября президент России Владимир Путин встретился с заместителем председателя Центрального военного совета (ЦВС) Китая Сюй Циляном. Тема встречи не сообщалась заранее, но понять, о чем будут говорить верховный главнокомандующий РФ и представитель китайского военного совета, было несложно: «Мы настроены на продолжение и военного сотрудничества, и нашего взаимодействия в военно-технической сфере», — поприветствовал заместителя председателя Центрального военного совета КНР Владимир Путин.
Широкие двусторонние контакты России и Китая во всех сферах подразумевают и военно-техническое сотрудничество. Российско-китайский военный союз, о котором так много писали западные СМИ, пока остается «страшилкой» для США и НАТО. При этом в приобретении российского вооружения Китай активно заинтересован, а в наших военных технологиях — еще больше.
Сегодня эти поставки и контакты важны не только в коммерческом, но и стратегическом плане. Российско-китайские отношения называют «всеобъемлющим партнерством и стратегическим взаимодействием». Накануне на полях саммита G20 президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин обсудили не только экономические контракты, но и борьбу с терроризмом, отметив полную солидарность в этом вопросе. Си Цзиньпин выразил соболезнования в связи с крушением российского самолета А321 в Египте следующими словами: «Всякий раз, когда Россия сталкивается с временами трудностей и несчастий, мы с китайским народом всегда будем стоять на вашей стороне, на стороне российского народа».
Спрос и предложение
Военно-техническое сотрудничество с Китаем активно развивается уже много лет. КНР является одним из основных потребителей российских систем вооружения, во многом благодаря этому фактору наш ВПК выжил в 90-е годы. Речь идет обо всех видах вооружения: подводные лодки, корабли, самолеты, а также двигатели для самолетов и вертолетов. Сейчас ситуация немного изменилась: за последние десять лет Китай самостоятельно развил свои военные технологии, и на международных рынках российские и китайские производители по ряду направлений даже стали конкурировать.
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов напоминает, что уже давно обсуждается контракт на поставку в КНР российских истребителей Су-35, по логике он должен быть подписан в ближайшее время. «Кроме того, нашими странами планируется производство в Китае дизель-электрических подводных лодок модели «Амур-1650» — из российских деталей с частичным использованием китайских. Также интересны поставки в Китай российских двигателей для самолетов и транспортных подлодок», — говорит Фролов.
Со своей стороны Китай может предложить России газовые турбины для фрегатов, которые в связи с разрывом военного сотрудничества отказалась поставлять Украина. Китай начал их выпуск по украинской лицензии. Гипотетически РФ может их приобрести, но, скорее, из имиджевых соображений.
В свою очередь, военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отмечает, что в первую очередь Китай интересуют двигатели к самолетам, крылатым ракетам и другим вооружениям, потому что китайским производителям не удалось догнать российский ВПК в этой области. По замечанию эксперта, основная проблема всех двигателей — это ресурс, и этот показатель у китайских аналогов ниже, что связано с технологией производства, которая в нашем случае нарабатывалась годами.
Кроме того, Китаю, может быть, понадобится высокоточная электроника для систем наведения, управляемые бомбы, ракеты для авиации. При этом тактическими ракетами дальнего действия «земля — земля» Китай способен обеспечить себя сам.
«РФ однозначно заинтересована в продаже КНР многоцелевых истребителей Су-35, переговоры об этом ведутся два или три года. Дело в том, что мы хотим, чтобы они их не производили пиратским образом, а покупали отсюда. Китаю же просто покупать неинтересно, ему нужна передача технологий. Возможно, здесь все же будут подвижки, потому что это чисто коммерческий проект для нас», — рассуждает Корнев.
Как стало известно, Китай тестирует новый боевой самолет из серии нелицензионных копий российских разработок, очень похожий на российский Су-34. Поэтому в случае поставок российского вооружения нужно иметь в виду, что китайцы могут производить на его основе собственные модели, если сейчас им удается их делать даже «дистанционно».
Оружие для союзников
Китай мудро воздерживается от вмешательства в военные конфликты и занимает подчеркнуто нейтральную позицию. Слухи, распространяемые ближневосточными СМИ об участии ВС Китая в Сирии на стороне России, так и не подтвердились, но это не означает полной отстраненности китайской стороны от сирийского кризиса. Кроме того, угроза радикального ислама и терроризма потенциально затрагивает и Китай, хотя и в гораздо меньшей степени, чем страны Евросоюза или Россию.
Ранее Китай четырежды блокировал антисирийские резолюции в Совбезе ООН. А 14 ноября представители китайской дипломатии подключились к переговорам в Вене по сирийскому урегулированию. Есть и информация о более весомой и при этом невидимой на первый взгляд роли Китая в Сирии.
Как пишет Die Presse, кроме российского, иранского и американского вооружения, в Сирию поставляется и китайское. У автора статьи нет сомнений, что КНР поставляет вооружение в Иран, являющийся союзником сирийского президента Башара Асада. После введения санкций против Ирана в 2006 году до 31% всего китайского оружейного экспорта приходится на иранский рынок, также в Иране по китайской лицензии производится оружие. Уже из Ирана вооружение попадает в Сирию. Как констатирует издание, неизвестны лишь объемы сегодняшних поставок и то, согласованы ли эти поставки с китайским руководством.
Поэтому вопреки заявлениям сторонников якобы будущей российско-китайской войны, вооружая Китай, мы вооружаем не будущего противника, а стратегического союзника.