Все для фронта
20 января на Украине официально стартует очередная, четвертая по счету мобилизация. Ожидается, что она затронет около 50 тысяч человек (в общей сложности в 2015 году планируется мобилизовать, по разным данным, от 100 до 200 тысяч человек). Мобилизация проводится на фоне эскалации обстановки на территории Донбасса. На отдельных направлениях идут бои, города попадают под артобстрел, гибнут в том числе и мирные жители.
Мобилизация, по замыслу украинских властей, затронет все регионы Украины — за исключением Крыма, который официальный Киев продолжает считать оккупированной украинской территорией. Призывать будут отслуживших в армии, имеющих военно-учетную специальность (как заявили в Генштабе ВС Украины, востребованы, в частности, артиллеристы, связисты и механики-водители), годных по состоянию здоровья. Они должны сменить тех, кто находится в зоне конфликта с прошлого года.
В руководстве Украины заявляют, что призыв коснется «не только рабочих и крестьян, но и представителей местной политической элиты». В том числе депутатов Верховной Рады (соответствующий законопроект пока обсуждается в парламенте).
Мобилизованные пройдут подготовку в течение месяца. Их обещают обеспечить необходимым снаряжением. «У нас не будет проблем с касками и бронежилетами, — говорит советник президента Украины Юрий Бирюков. — Вещевое обеспечение в этот раз значительно лучше [по сравнению с мобилизацией прошлого года]».
Президентский указ о мобилизации, утвержденный Верховной Радой, предусматривает также перевод экономики в особый режим, гарантирующий «бесперебойное обеспечение потребностей Вооруженных сил и других воинских формирований Украины».
Указ стал индикатором того, как изменилась позиция Киева по отношению к конфликту на территории Донбасса. Осенью, после того как попытка отвоевать неподконтрольный регион не удалась (украинская сторона утверждает, что этому помешала переброска в зону конфликта российских войск, в Москве это отрицают), был взят курс на его изоляцию. На фоне перемирия, пусть и нарушавшегося, президент Украины заявлял, что необходимости в очередной мобилизации не видит.
К концу года, однако, о мобилизации в Киеве заговорили вновь. Уже в декабре стало известно, что людям приходят повестки. Власть в лице Петра Порошенко по-прежнему выступает с призывами к миру, но в то же время обещает возвращение Донбасса, победу и «изгнание захватчика с украинской территории». Восстановление украинского суверенитета над «оккупированными территориями» Порошенко назвал одной из главных задач 2015 года.
Тезис о том, что за Донбасс следует воевать, по данным социологов, поддерживают большинство украинцев. Согласно исследованию, проведенному Киевским международным институтом социологии в конце прошлого года, с этим согласились около 62 процентов респондентов, примерно столько же оценили происходящее на востоке страны как войну за Родину.
Иначе, правда, распределились мнения, когда речь зашла о мобилизации и непосредственном участии в боевых действиях. На вопрос «Что сделает ваш знакомый, если военные действия возобновятся и будет объявлена всеобщая мобилизация?» около 37 процентов опрошенных ответить затруднились, вариант «Обязательно пойдет в армию» выбрали лишь 27 процентов, около 14 ответили «Попытается уклониться от мобилизации».
Мобилизации прошлого года сопровождались акциями протеста, в частности на западе Украины. Перекрывались дороги, жгли повестки. Некоторые предпочитали откупиться (по слухам, в Одессе, к примеру, это можно было сделать за полторы тысячи долларов).
Сторонники мобилизации считают, что она необходима в стране, которая, следуя трактовке Киева, подвергается военной агрессии со стороны соседнего государства. «Подготовка людей и смена — это должен быть постоянный процесс. Мы должны понимать, что война не закончится скоро… — рассуждает заместитель командира 129 отдельного разведывательного батальона Константин Паршин. — Наши люди должны понимать, что эта война будет идти достаточно продолжительное количество времени, и потому нам нужно думать о том, как готовить резерв заранее для того, чтобы могла быть нормальная смена тех подразделений, которые находятся впереди, чтобы это было достаточно регулярно. И тогда бойцы будут чувствовать себя достаточно уверенно в том, что они понимают, что о них заботятся». Армию исключительно на контрактной основе, как отмечает военный эксперт Александр Арестович, Украина сейчас не сможет себе позволить по экономическим соображениям.
С другой стороны, сами же участники АТО (антитеррористической операции, как официально именуются военные действия на востоке Украины), признавали, что принудительный призыв неэффективен. «Есть люди, которые не хотят служить на фронте. Поверьте, они там и не нужны», — утверждает командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко. «В АТО я столкнулся с людьми, которых сюда загнали. Они занимаются саботажем, убегают, бросают оружие», — рассказывает один из добровольцев, служащий в Национальной гвардии.
Согласно данным, которые приводит главный редактор «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов, из 104 тысяч мобилизованных в 2014 году в боевых действиях приняли участие около половины — 50 тысяч человек. Из них, по его оценке, дисциплинированными и эффективными в боевых условиях оказались не более 30 тысяч (главным образом, речь идет о добровольцах). «Среди не боеготовой части мобилизованных — большое количество случаев нарушения воинской дисциплины, алкоголизм… Никакого вреда врагу они причинить не могут — констатирует он. — Многие случаи правонарушений военное командование скрывает, чтобы избежать привлечения к ответственности».
Украина, как отмечает бывший командующий ВС Украины Владимир Замана, не исчерпала еще ресурса регулярной армии: по его данным, из 200 тысяч человек, числящихся в Вооруженных силах Украины, воюют 20-25 тысяч. Кроме того, по оценке украинского генерала Николая Маломужа, есть еще 120 тысяч представителей спецслужб и ветеранов боевых действий (в частности, «афганцев»), пока не попавших под призыв.
Пока Киев собирает силы, непризнанные республики также демонстрируют готовность воевать дальше. В ЛНР приняли закон о мобилизации, по которому, как было объявлено, в армию можно отправить буквально любого местного жителя. Руководство ДНР тем временем объявило о готовности отбить населенные пункты, ранее занятые украинской армией (украинская сторона также распространила информацию, что переброска техники и подкрепления в Донбасс из России продолжается).
«У нас есть желание, и мы готовы двигаться дальше. Мы вернем Славянск и Краматорск», — заявил на прошлой неделе глава ДНР Александр Захарченко. Заявление было сделано после того, как его сторонникам, по их словам, удалось отбить аэропорт Донецка у украинских военных. Сам аэропорт за полгода противостояния совместными усилиями был превращен в руины.