Российские Су-30 «уделают» ИГИЛ в Ираке
Поставляя оружие Багдаду, Москва готовит почву для ввода войск по «сирийскому сценарию».
Россия поставила Ираку партию Су-30 — многоцелевых тяжелых истребителей поколения 4+. Об этом сообщают местные СМИ со ссылкой на пресс-центр иракской армии Media War Cell (MWC). В настоящий момент машины уже наносят удары по позициям «Исламского государства». Су-30 уничтожили три укрытия террористов в провинции Салахеддин и автоколонну боевиков, направлявшуюся в Мосул.
Российские власти пока не комментируют данную новость. Обращает на себя внимание факт, что Москва впервые поставила Багдаду столь современные машины. Су-30 был создан в конце 1980-х и принят на вооружение в 1990-е. Истребитель оснащен новой электроникой, а также двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.
Самолет способен поражать воздушные, наземные и надводные цели, применяя высокоточное вооружение класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность». В функции Су-30 входит воздушная разведка, управление групповыми боевыми действиями истребителей, обеспечение работы других родов авиации и прикрытие наземных войск. Известно около 10 модификаций Су-30. Новейшей является Су-30СМ, именно эти машины участвуют в сирийской операции.
Москва начала поставлять военную технику в Ирак с советских времен. После краха режима Саддама Хусейна Россия утратила лидерство и была потеснена на иракском рынке США. Несмотря на лояльную к Вашингтону политику, Багдад продолжил закупать у нас оружие. Потребность Ирака в российской военной технике — это не жест доброй воли, а насущная необходимость. Пентагон неоднократно срывал график поставки самолетов, что негативно сказывалось на боеспособности иракской армии.
Багдад просит о помощи
Ирак остро нуждается в авиации, танках и артиллерии. На выручку пришла наша страна. С началом войны с «Исламским государством» Россия отправила в Ирак бронированные дозвуковые штурмовики Су-25, ударные вертолеты Ми-28НЭ и Ми-35.
Для уничтожения противника на земле Багдад получил тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1», переносные зенитные ракетные комплексы «Джигит», бронированные машины разминирования БРМ-3М «Вепрь» и различные артиллерийские системы.
Точная номенклатура поставок военной техники в Ирак не разглашается. Москва никогда не скрывала факта передачи иракской армии оружия для борьбы с «Исламским государством». Помощник президента РФ Владимир Кожин оценил поставки Ираку в сотни миллионов долларов. Представитель Кремля отметил, что, помимо тяжелых вооружений, Москва продает Багдаду легкое стрелковое оружие.
Кроме поставок военной техники, Россия и Ирак сотрудничают в борьбе с ИГ по линии недавно созданного Информационного центра в Багдаде, где трудятся разведчики и офицеры генеральных штабов РФ, Ирака, Сирии и Ирана. Российскую группу военных представляет командующий 6-й общевойсковой армией генерал-лейтенант Сергей Кураленко.
Война с «Исламским государством» и фактическая бездеятельность на этом направлении США сильно сблизила Россию и Ирак. Обученная по американским стандартам иракская армия летом прошлого года потерпела несколько сокрушительных поражений, от которых не оправилась до сих пор. В результате ИГ оккупировало около 30% территории страны.
Если в САР эффективный отпор террористам способны дать сирийские войска и российские Воздушно-космические силы (ВКС), то ситуация в Ираке выглядит значительно хуже. Как пишут СМИ, регулярная армия деморализована, а коалиционные ВВС серьезного вреда боевикам не наносят.
Видимо, тяжелое положение официального правительства вынудило премьер-министра Ирака Хайдера аль-Абади попросить у России прямой военной помощи. Заявление об этом прозвучало в интервью французскому телеканалу France 24 на следующий день после начала воздушной операции в Сирии (30 сентября). Москва однозначного ответа не дала, намекнув, что готова принимать сигналы о помощи в виде официального запроса.
Из высказываний наших политиков следует, что Россия не отвергает сценарий борьбы с ИГ в Ираке. 30 сентября председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев прямо сказал, что военная сила РФ может быть использована «на территории соседних государств, которые не являются составляющей частью внутрисирийского конфликта».
1 октября министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что Москва пока не планирует расширять военную операцию на территорию Ирака, но не исключает изменения позиции в случае «приглашения». «Как вы знаете, мы — «вежливые люди», мы не приходим, если нас не приглашают», — подчеркнул Лавров.
«Сирийский сценарий» для Ирака
Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев обращает внимание на то, что в течение последних двух–трех лет РФ осуществляет интенсивные поставки оружия в Ирак. Передача современного Су-30 — это большой подарок для Багдада. «Иракские ВВС получили универсальную боевую машину, способную отлично работать по наземным целям, применяя управляемые и неуправляемые ракеты. Су-30 может нести почти весь «ассортимент» вооружения», — сказал эксперт.
Корнев считает, что, вопреки слухам, российскими Су-30 будут управлять иракские летчики. «Пилотировать Су-30 после обучения на Су-27УБ может любой летчик. Думаю, что привыкшие к российским машинам иракские пилоты успешно освоили управление Су-30. Можно предположить, что их заранее обучали российские коллеги или они выезжали в другие страны, где Су-30 состоит на вооружении. Просто это не афишировалось», — рассуждает Корнев.
Эксперт полагает, что о результативности работы Су-30 в иракском небе можно будет говорить не ранее, чем через 4–5 месяцев. «Трубить о коренном переломе сейчас, конечно, преждевременно. Если говорить о Сирии, то тут, как мне кажется, ситуация прояснится примерно через 1–1,5 месяца и будет определяться успехом наземной операции», — говорит Корнев.
Редактор ИА «Оружие России» Анатолий Соколов солидарен с мнением коллеги. «Одним Су-30 ИГ не победить. Очень важно, чтобы в связке с авиацией эффективно действовали наземные силы. Пока солдат на землю сапогом не ступит, победы не одержать. Но оценить объективно возможности иракской армии достаточно сложно ввиду отсутствия в СМИ необходимого количества информации», — отметил аналитик.
Как рассказал Соколов, основная причина слабости иракской армии заключается в уходе в стан боевиков офицеров, подготовленных в российских военных училищах. Отказу от службы в регулярной армии опытных кадров способствовало вторжение США в 2003 году. Верные Саддаму Хусейну военнослужащие отказались служить оккупантам, уйдя в подполье.
Эксперт констатировал, что от разгрома иракскую армию спасают солдаты элитного подразделения иранской армии — Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). «Иранцы — хорошие бойцы. Формально действия иранцев не афишируется, но они смогли остановить продвижение ИГ в центральную часть Ирака. Однако переломить ход войны иранские войска пока не в состоянии», — говорит Соколов.
По его мнению, рецепт разгрома террористов в Ираке прост: «Лично я жду не дождусь официального обращения Багдада к России по поводу ввода тех же средств и сил, которые мы перебросили в Сирию. На мой взгляд, Москва готовит почву для этого, совершая Ираку поставки столь мощного вооружения. На данный момент необходимо как минимум оказать иракцам помощь инструкторами и военными советниками».
Соколов не исключает, что на первом этапе воздушной операции в Ираке российские ВКС смогут оказывать поддержку иракской армии, действуя из аэропорта в Латакии, а потом разместить авиагруппу на местном аэродроме. В любом случае в публичной среде не будут широко распространяться сведения о готовящемся введении войск в Ирак. С большой вероятностью, в Ираке будет реализован «сирийский сценарий», когда Москва начала бомбить ИГ в день объявления о переброске войск. Соколов полагает, что в Сирии иного выхода у России просто не было, не будет его и в ситуации с Ираком.