Между Россией и Китаем вбивают клин
Публикации американских и японских СМИ пытаются посеять раздор между КНР и РФ.
Американское издание The National Interest опубликовало статью под пугающим заголовком: «Тройная угроза: Америка, Китай и Россия на пути к конфликту?» Речь идет о якобы усилившейся конфронтации между державами. Такие выводы автор материала Мэтью Рожански сделал на основе анализа выступлений на Генассамблее ООН президента РФ Владимира Путина, президента США Барака Обамы и председателя КНР Си Цзиньпина.
«К сожалению, в этом году три крупнейшие державы, такие, как Соединенные Штаты Америки, Россия и Китай, продемонстрировали, что диалог и дипломатия не могут угнаться за возникающим в нашем мире духом конфронтации», — уверен Рожански. По его мнению, эта конфронтация, вызванная увеличением мощи и влияния и одновременно неясностью намерений Китая, так же опасна, как советско-американская, но гораздо сложнее по своей сути. Когда Москва и Вашингтон открыто противостоят друг другу, и это можно наблюдать на примере действий вооруженных сил обеих стран в Сирии, Пекин сохраняет нейтралитет, при этом наращивая экономическое присутствие в мире и формулируя соответствующие геополитические амбиции. «В геополитическое соперничество XXI века будут втянуты не только Вашингтон и Москва, но и обязательно Пекин. Судя по несогласованности выступлений трех лидеров в ООН, очень вероятна некая комбинация мирового беспорядка и новых линий разлома», — прогнозирует автор The National Interest.
Конечно, сложно делать серьезные выводы на основе одной статьи, но она вполне показательна как маркер сегодняшней позиции США. Глобальный треугольник из трех держав — объективная реальность, но конфронтация внутри него за мировое лидерство не является обязательным условием. Разве что Вашингтон упрямо смотрит на все с позиции однополярного мира, которого уже нет. В оценке отношений России и США публикация не открывает ничего нового, главный ее посыл — разобщить РФ и КНР хотя бы на словах.
Муки США
Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев считает, что вряд ли изложенная выше точка зрения соответствует истине: все выступления лидеров на Генассамблее были достаточно миролюбивыми и не давали повода говорить об усугублении конфронтации.
«Что касается американо-китайских отношений, буквально только что прошел официальный визит руководителя Китая Си Цзиньпина в США, в ходе которого стороны пытались урегулировать возникающие противоречия. Конкуренция, безусловно, есть, и очень серьезная. Ведется экономическая война. Недавно США подписали соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства, явно направленного против Китая. В отношении же Китая со стороны России на Генассамблее не прозвучало никаких угроз, наоборот, говорилось о совместных действиях, координации действий», — поясняет Юрий Рогулев.
Руководство США транслирует много критики в отношении внешней политики России и Китая, но выработать одну линию в отношении двух стран довольно сложно. Рогулев считает, что, пока в Вашингтоне будут преобладать те же идеологические взгляды на внешнюю политику, согласно которым выигрыш РФ или КНР автоматически означает проигрыш Штатов, рассчитывать на прогресс в отношениях сложно.
«Признать сокращение роли США в мире никто из американских политиков не возьмется, поэтому мы еще долго будем свидетелями мучительного изменения роли Америки в мире. Пока США этого не осознают, будут происходить конфликты или попытки их создать без видимого повода», — констатирует Рогулев.
Япония: с Россией лучше дружить
Кроме США, есть и другая страна, особо не заинтересованная в дружбе России и Китая: это Япония. С обеими странами у нее есть территориальные споры, но с Китаем отношения традиционно напряженные. Сегодня Токио берет на вооружение следующую тактику: налаживать или делать вид улучшения отношения с Россией, иначе российско-китайский союз будет только крепнуть.
О том, что развитие отношений с Россией и другими соседними странами станет приоритетной задачей дипломатии нового правительства Японии, пишет японская газета «Оймуре». Как сообщается, премьер-министр Синдзо Абэ находится в поиске возможности проведения переговоров на высшем уровне с президентом Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином, в частности на саммите «большой двадцатки» в ноябре.
Заведующий кафедрой дипломатии Японии МГИМО Александр Панов замечает, что сообщение «Оймуре» соответствует тому курсу, который проводит японский лидер. Абэ, когда стал премьер-министром, сформулировал необходимость как-то улучшить отношения с РФ и на их основе решить территориальную проблему с Курилами. Но затем отношения, наоборот, осложнились: Япония участвует в санкциях против России, выступила против присоединения Крыма и позиции РФ на Украине.
«Постепенно у японцев возникла другая идея: если не улучшать отношения с Россией, то она все больше и больше будет склоняться к дружеским и союзническим отношениям с Китаем, который, напомню, тоже имеет территориальные споры с Японией. Такой тандем России и Китая, особенно если он будет иметь антияпонскую направленность, может плохо закончиться для Страны восходящего солнца», — поясняет Панов.
Одним словом, Токио активизируется на российском направлении. Но это непростой путь: японским политикам потребуется приложить много усилий, чтобы выровнять отношения. «Япония должна доказать, что искренне хочет дружить с Россией. Но как это возможно, учитывая ее нынешнюю антироссийскую политику? В принципе мы можем поддерживать с японцами хорошие отношения, если они не будут полностью ориентироваться на США», — рассуждает Александр Панов. Но на деле Япония, как и США, под прикрытием дипломатической игры стремится разрушить российско-китайский союз и решить свои территориальные вопросы.
Прочные основы
Сейчас все внимание приковано к Сирии, по которой Китай занимает подчеркнуто нейтральную позицию: от руководства страны не прозвучало ни одного высказывания, по которому можно было бы судить о том, что КНР склоняется в ту или иную сторону. По факту позиция Пекина заключается в том, чтобы конфликт на Ближнем Востоке был решен, ему нужна мирная обстановка, чтобы реализовывать свои обширные планы развития и экономических реформ. Слухи о том, что Китайская Народная Республика готова оказать поддержку России в проведении военной операции против «Исламского государства» не подтвердились, но на пустом месте они возникнуть тоже не могли. Так воплощается в реальность потенциальный военно-политический союз РФ и КНР, ставший кошмарным сном для Запада.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин соглашается, что США объективно заинтересованы в том, чтобы противоречия между Россией и Китаем усугублялись, но активных мер Штаты предпринять не могут, их влияние на российско-китайские отношения очень невелико.
«На самом деле у Китая и России есть очень прочная база в отношении стратегического партнерства. Страны заинтересованы, чтобы иметь прочные мирные отношения, прочный и надежный тыл, в то время как у России с Западом достаточно напряженные отношения. У Китая в этом плане ситуация лучше, но и там хватает противоречий и потенциальных источников конфликта. В российско-китайские долгосрочные интересы входят и торгово-экономические проекты. Китаю нужны российские газ и нефть, а в нашу страну увеличивается импорт китайской продукции — современных технологий и промышленного оборудования. В условиях санкций это приобретает стратегическое значение», — отмечает Ларин.
Национальные интересы у мировых держав всегда свои, но это не означает конфронтации с другими странами. Мы не спорим с американскими экспертами в том, что Россия, Китай и США должны искать компромиссы и пути сотрудничества в борьбе с мировыми угрозами, такими как терроризм. Но, как мы видим в Сирии, США сами не хотят идти на сотрудничество с РФ. Более того, видимо, понимая, что российско-китайский союз разрушить не получится, США ставят задачей в долгосрочной перспективе окружить РФ и КНР сетью очагов напряженности для противодействия интеграции на евразийском континенте. Но Генштаб ВС РФ об этом уже осведомлен, а значит, вооружен. И мир однополярным уже не будет.