"Буратино", "Балеринка" и "Молодец" российского оборонного комплекса
Традиция называть оружие, исходя из его внешней схожести с каким-либо предметом, восходит к 16-му веку. Тогда на вооружении французской армии впервые появились гранаты. Солдаты, недолго думая, присвоили новому оружию название фрукта – и по форме схожи, и разрыв гранаты на мелкие кусочки напоминает многочисленные гранатовые зернышки.
То же самое можно сказать и о лимонке. А противотанковый гранатомет M9, поступивший на вооружение американской армии во время Второй мировой войны, назвали базукой — в честь музыкального инструмента. Гранатомет якобы по форме был похож на базуку, вдобавок свист вылетающего снаряда напоминал солдатам звучание инструмента.
И все-таки наибольшую популярность получили названия, подчеркивающие угрожающий и смертоносный характер танков, автоматов и ракетных установок. Стоит вспомнить хотя бы немецкие танки «Тигр» и «Пантера», многоцелевой зенитный комплекс «Гепард», американский противотанковый ракетный комплекс «Дракон»…
Российские инженеры пошли по другому пути. Названия нашего оружия остроумны, необычны, иногда даже кокетливы. И порой кажется, что все именования российских гаубиц, зенитных комплексов и реактивных снарядов – сущее издевательство над воображаемым противником.
Нарву цветов и подарю «Букет»
Цветы – отдельная тема в творчестве инженеров. На вооружении российской армии – целый «сад». Есть «Гиацинт» — 152-миллиметровая самоходная пушка (кстати, второе неофициальное название, «Геноцид», более точно отражает ее способности). Есть «Тюльпан» — 240-миллиметровая самоходная минометная установка. Есть «Пион» — самоходная артиллерийская установка с 203-миллиметровой пушкой 2А44, — а также самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика», 2С3 «Акация» и 82-миллиметровый автоматический миномет 2Б9 «Василек». И это еще не весь «букет». Кстати о «Букете». Так называются конвойные наручники на пять человек.
Вообще, судя по многим названиям, военным инженерам не чужда сентиментальность. Давит на них унылая серость армейских будней, тоскуют инженеры по душевному трепету и романтике. Отсюда, вероятно, — термобарическая ГЧ 9М216 «Волнение», радиопеленгационный метеорологический комплекс РПМК-1 «Улыбка», 122-миллиметровый реактивный снаряд 9М22К с кассетной БЧ «Украшение» и 240-миллиметровый реактивный снаряд МС-24 с химической БЧ «Ласка». Отдельного упоминания заслуживают 23-миллиметровая резиновая пуля «Привет», корабельная РЛС МР-352 «Позитив».
Прочий «Зоопарк»
Еще одним популярным источником вдохновения в оборонной промышленности служит животный мир. Здесь впору было бы заговорить о «тиграх» и «гепардах», но наши разработчики — люди честные. Тигры в России водятся разве что на Дальнем Востоке, зато белок — хоть отбавляй. Поэтому теперь «Белка» — это 140-миллиметровый реактивный снаряд М-14С, ракета-мишень РМ-207А-У, а еще радиостанция военной разведки 4ТУД.
Кроме того в нашей стране в изобилии встречаются «Кабан» — многоцелевой мишенный ракетный комплекс 96М6М, «Кузнечик» — мобильный робототехнический комплекс МРК-2, «Муха» — 64-миллиметровая реактивная противотанковая граната РПГ-18 (6Г12) (ТКБ-076), «Енот» — 533-миллиметровая самонаводящаяся торпеда СЭТ-65, и «Канарейка» — бесшумный автоматно-гранатометный комплекс 6С1.
Наземный возимый ДВ-СВ радиоприемник Р-880М назван «Креветкой». Опытный автоматический гранатомет ТКБ-0134 — «Козликом». А радиолокационный комплекс артиллерийской разведки и управления огнем 1Л219 — коротко и всеобъемлюще — «Зоопарк».
Из заморских зверей в почете у военных «Колибри» — 324-миллиметровая авиационная противолодочная торпеда, и «Панда» — радиолокационный прицельный комплекс Н001ВП для модификаций Су-27.
Ну и, наконец, полуфинал.
«Полуфинал». «Диагноз» — «Буйность»
Собственно, «Полуфинал» — неконтактный взрыватель 9Э343. Как бы продолжая тему, инженеры назвали ручной огнемет РПО-2 «Приз». Невольно вспоминается про «сектор-приз на барабане»…
Извечную тему, тему здоровья, военные обыграли по-своему. В распоряжении российской армии оказались тяжелая ТРС станция Р-410М «Диагноз» и бронетранспортер БТР-80А «Буйность». Кроме того, есть программно-технический комплекс 65с941 «Тонус» и медицинская машина для ВДВ БММ-1Д «Травматизм».
И уж совсем печальный 40-миллиметровый выстрел ВОГ-25П (7П24) к ГП-25(30) «Подкидыш».
«Балеринка» — это вам не «Абзац»
Не обошли стороной и тему профессии. Складывается впечатление, что многие из тех, кто придумывает названия, ранее работали журналистами. На это намекают «Газетчик-Е» — средство защиты радиолокационных станций, «Подзаголовок» — комплекс обеспечения радиоэлектронной совместимости МКЗ-10, и немного двусмысленный «Абзац» — 220-миллиметровый агитационный реактивный снаряд 9М27Д для ракетной системы залпового огня «Ураган».
Однако среди военных инженеров встречаются те, кто, судя по всему, знаком с работой «Курьера» — подвижного грунтового ракетного комплекса 15П159 с малогабаритной МБР РСС-40, и даже «Стюардессы» — автономного комплексированного вторичного радиолокатора УВД и госопознавания. Сюда в качестве примера можно было бы привести такую необычную и романтическую профессию, как артист балета, на которую нам намекает «Балеринка», 30-миллиметровая авиационная автоматическая пушка 9А-4071, однако это оружие назвали так за изящество.
Прочие «Варианты»
Порой кажется, что названия нашего оружия звучат радостней гостеприимного призыва «Добро пожаловать!». К примеру, МБР РТ-23 УТТХ (РС-22) «Молодец», 55-миллиметровый корабельный семиствольный гранатомет МРГ-1 «Огонек», тяжелая огнеметная система ТОС-1М «Солнцепек». Добавить к этому несколько элементов национальной самобытности, вроде 220-миллиметровой тяжелой огнеметной системы ТОС-1 «Буратино», бронежилета «Гжель» и контрольно-проверочной аппаратуры РЭБ Л-183-1 «Буковица» — получится вполне сформированный русский народный имидж.
И все же среди названий российского оружия упрямо витает романтическое настроение. Кокетливая церемонность того же бронежилета «Визит», лукавая неопределенность 40-мм гранатомета-лопаты «Вариант», игривость пехотной лопаты «Азарт». О наручниках «Нежность», автомобиле УАЗ-3150 «Шалун» и светозвукошумовой гранате многократного действия «Экстаз» и говорить не приходится.
Справедливости ради необходимо отметить, что, с другой стороны, наше оружие — тоже не сплошь одни «Шепталы» (система оповещения П-161 — прим. ред) и «кузнечики». Есть в арсенале российской армии и знаменитая полевая реактивная система БМ-21 «Град», и реактивная система залпового огня калибра 300 мм «Смерч», и система ПВО С-300ВМ «Антей-2500». Но всевозможных «смерчей», «ураганов» и «тайфунов» в истории мирового оружия — пруд пруди.