Эскадренные миноносцы типа 052C
Газета Chicago Tribune со ссылкой на неназванных представителей во властных структурах США сообщила в пятницу: администрация Барака Обамы и разведслужбы на основе полученных данных пришли к выводу – Россия готовится направить в Сирию боевую авиацию.
Утверждается, что речь идет о штурмовиках Су-25 и истребителях-перехватчиках МиГ-31. Издание пишет, что российские самолеты будут размещаться на авиабазе в портовом городе Латакия. Как отмечает «Интерфакс», американская газета со ссылкой на все те же источники утверждает: на аэродром Латакии уже завезены российская военная техника и системы обеспечения, а также запасы для технического обслуживания.
Основная «специализация» Су-25 «Грач» – непосредственная поддержка действий сухопутных войск над полем боя, а сверхзвуковой всепогодный перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 оптимален для перехвата и уничтожения воздушных целей, идущих на сверхмалых высотах – до крылатых ракет включительно.
В Багдаде все довольны
Цели поставок такого специфического оружия, как МиГ-31, не вполне понятны, но по поводу Су-25 все выглядит более чем логично.
Еще летом прошлого года Россия поставила более 10 штурмовиков Су-25 соседу Сирии, Ираку, что подтвердил иракский премьер Нури аль-Малики. Как тогда сообщили источники, эти самолеты были переданы багдадскому правительству из стратегических запасов Минобороны России. Хотя, как утверждалось, самолеты уже побывали в употреблении в Афганистане, иракским ВВС они пришлись весьма кстати при отражении наступления ИГИЛ на Багдад.
Если допустить, что версия американских источников правдива, то в нее вполне укладываются рейсы на базу в Латакии российских стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» (и то, почему задействованы именно эти транспортники, а не, например, Ил-76). Технические характеристики позволяют «Руслану» перевозить до трех Су-25 – что транспортник не раз демонстрировал на практике.
В частности, в случае с поставками в Ирак: сообщалось, что «Грачи» в Багдад были доставлены в страну с помощью Ан-124-100 «Руслан» из состава 224-го авиаотряда ВВС России. Самолеты были доставлены в частично разобранном состоянии на авиабазу Аль Мутанна, расположенную в пригороде иракской столицы.
Как отмечалось накануне, судя по утверждениям американской разведки, на территории Сирии в районе Латакии в рекордные сроки возведены комплексы, сильно напоминающие системы управления полетами и штабные системы. По сообщениям не связанных друг с другом источников, в порт Латакии уже прибыли два российских десантных корабля, а в среду в местном аэропорту приземлились два военно-транспортных самолета Ан-124. В пятницу американские СМИ со ссылкой на источники во властных структурах США сообщили: Пентагон зафиксировал уже семь рейсов российских Ан-124 в Латакию.
Противостоять или сотрудничать?
«Администрация Обамы и разведывательное сообщество США пришли к выводу, что Россия намерена начать боевые вылеты с новой авиабазы в Сирии», – утверждается в опубликованном накануне материале The Bloomberg View. Обозреватель Джош Рогин, ссылаясь на собственные источники («двух американских чиновников», ссылающихся на данные разведки) также демонстрирует уверенность в том, что Россия планирует в ближайшие дни развернуть в Латакии МиГ-31 и Су-25.
Автор утверждает, что в Белом доме пока не пришли к единому мнению насчет того, что надо предпринять в этой связи: попробовать противостоять России на сирийской территории, либо, как предлагают некоторые в Белом доме, сотрудничать с Россией в Сирии при борьбе против «Исламского государства». Одной из мер давления могло бы стать введение новых американских санкций против Москвы, но, как отмечает Рогин, санкции, связанные с Украиной, не повлияли на позицию Владимира Путина, и к тому же к новому витку кампании вряд ли присоединится ЕС.
Bloomberg View отмечает: «Для многих в администрации Обамы, особенно для тех, кто работает над сирийской темой, идея смириться с участием России в боях равнозначна признанию, что кампания за смещение Асада провалилась. Вдобавок они боятся, что Россия под предлогом борьбы с ИГИЛ станет атаковать группировки сирийской оппозиции, которые воюют против Асада». Кроме того, «сотрудничество (США) с российскими силами на земле или в воздухе уничтожит остатки доверия к Америке сирийской оппозиции и покровительствующих ей стран Персидского залива». Укрепится их подозрение, что Обама работает на сохранение режима Асада, полагает Рогин. «Русские намерены не бороться с ИГИЛ, а удержать Асада у власти», – резюмирует автор.
«Чтобы обеспечивать должную обороноспособность»
Москва пока не комментирует сведения о размещении российских боевых самолетов в Сирии, равно как и заявления о форсированном обустройстве базы в Латакии. Вместе с тем министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая в пятницу, вновь подчеркнул: Россия продолжит поставлять военную технику сирийскому правительству «с тем, чтобы обеспечивать ее должную обороноспособность в противостоянии террористической угрозе».
Лавров также пояснил, что российские военнослужащие и военные специалисты находятся в Сирии для обслуживания военной техники «для содействия сирийской армии в использовании этой техники». По словам министра, перед российскими специалистами стоят задачи по обучению сирийских коллег.
Напомним, что в прозвучавшем накануне заявлении Лаврова шла речь о том, что в российских самолетах, переброске которых в Сирию столь активно пытаются помешать США, действительно находится «продукция военного назначения».
Слухи о переброске некоторых частей российской морской пехоты из Крыма в неизвестном направлении ранее тиражировались исключительно украинскими «источниками» и посему вызывали очень большие сомнения. Но накануне аналогичная информация поступила одновременно из нескольких независимых друг от друга источников.
Важно и то, что факт российских поставок продукции военного назначения в Сирию был подтвержден и в заявлении главы МИДа. Кроме того, обратим внимание и на комментарий пресс-секретаря президента России по поводу возможных военно-морских учений у берегов Сирии.
«Армия завоевания» и другие проблемы
С чем может быть связано явно усиливающееся военное присутствие России в Сирии?
«Судя из поступающей из Сирии информации и по сообщениям западных СМИ, у Башара Асада сейчас сложное положение. Если летом у сирийской армии отмечались успехи, правительственные войска отражали атаки ИГ, то сейчас ситуация иная», – в свою очередь подчеркнул старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. В частности, в прошлую среду боевики группировки «Джейш аль-Фатх» («Армия завоевания») захватили вторую по величине в Сирии авиабазу Абу-Зухур в провинции Идлиб на северо-западе страны.
В провинции Идлиб, где действует «Джейш аль-Фатх», находится стратегически важный город-порт Латакия, через который проходят российские поставки правительству Асада. Кроме того, именно в Латакии приземлились российские самолеты с гуманитарной помощью и, вероятно, грузами военного назначения. Сообщается о прибытии двух большегрузных российских транспортных самолетов Ан-124.
8 сентября итальянская La Stampa отмечала: наступление повстанцев «Армии завоевания» может расколоть надвое 25% территории Сирии, пока подконтрольной Асаду. «Повстанцы могут перерезать дорогу, соединяющую Хомс и Латакию, иными словами, отрезать Дамаск от Латакии на алавитском побережье», – отмечает обозреватель La Stampa Маурицио Молинари. Продолжаются серьезные боестолкновения в провинции Дэйр-эз-Зор на северо-востоке страны, где боевики ИГ пытаются овладеть стратегически важной базой ВВС Сирии. В четверг вооруженные отряды боевиков группировки «Джебхат ан-Нусра» атаковали позиции сирийской армии, пытаясь прорваться в город Забадани в 45 километров от Дамаска.
«Обстановка в Сирии остается противоречивой, – отмечает Мураховский. – Например, на границе с Ливаном у правительственных войск имеются успехи». «Фактически Асаду приходится сражаться на два фронта – вести борьбу с оппозицией, которая по-прежнему надеется на то, что сумеет снести режим, и бороться с боевиками-джихадистами ИГ. Не исключаю, что поставка грузов военного назначения самолетами связана с необходимостью экстренных поставок», – констатирует Владимир Сотников.
«Речь может идти о средствах ближнего боя»
«Не подлежит сомнению то, что доставка продукции военного назначения самолетами обходится дороже, чем транспортировка морским путем», – отмечает военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник в отставке Виктор Мураховский.
«Известно, что у России есть определенные правила относительно того, как рассчитывать транспортные расходы – ранее всегда в стоимость закладывались 7%. В случае с Сирией можно вести речь о форс-мажорных обстоятельствах – не в контрактном, а в военном смысле», – предполагает директор проекта по обычным вооружениям и МДТО ПИР-Центра Вадим Козюлин. По его словам, «можно предположить, что понадобились более быстрые поставки, в силу сложившейся военной ситуации в Сирии – могут открыться потребности в новых видах вооружения».
По мнению Виктора Мураховского, поставки касаются «в первую очередь боеприпасов, а не самого вооружения». «Также может идти речь о средствах ближнего боя, например реактивных штурмовых гранатах, реактивных пехотных огнеметах и т. д.», – предположил эксперт.
Комментируя предположения о том, что более дорогой способ поставок вызван некими экстренными причинами, Мураховский также указывает на то, что «у сирийского правительства сейчас есть некоторые проблемы».
«Все познается в сравнении»
Мураховский, в свою очередь, предполагает, что, возможно, само сирийское правительство обратилось с просьбой об неких срочных поставках. «Впрочем, можно ли назвать это экстренными поставками – вопрос, – замечает собеседник. – У меня есть опыт работы военным специалистом во время конфликта Сомали и Эфиопии в конце 1970-х годов. Тогда экстренные поставки, например, подразумевали посадку, например, двухсот самолетов буквально за две недели и перевозку нескольких тысяч тонн не только боеприпасов, но и военной техники. Так что все познается в сравнении».
По мнению Владимира Сотникова, Россия вполне может рассчитывать на иранский маршрут как на надежный вариант поставок. «После того, как Болгария сначала закрыла воздушное пространство, а затем потребовала неких проверок, и был выбран альтернативный маршрут через Иран. Пока нет каких-либо сложностей транзита через воздушное пространство Ирака, учитывая то, что и иракское правительство заинтересовано в военных поставках из России – и соответствующие контракты уже подписаны. Но есть опасность со стороны боевиков ИГ, располагающих зенитно-ракетными комплексами», – отмечает Сотников.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.