Реактивная система залпового огня WS-1
Эстония заявила о своем намерении в одностороннем порядке провести разметку границы с Россией. «Во временной контрольной зоне на границе с Российской Федерацией намечено установить 760 пограничных столбов, а также 412 буйков на водной границе», ― говорится в недавно опубликованном сообщении пресс-службы эстонского правительства. Демаркация необходима, чтобы «снизить количество ошибочных незаконных пересечений границы». Работы продлятся несколько лет и обойдутся более чем в 26 млн евро. Длина полосы, со стороны Эстонии прилегающей к российской территории, ― 136 км.
Проблема в том, что пограничный договор с РФ пока не вступил в силу и находится в процессе ратификации в обеих странах, которые уже два десятка лет не могут найти решение спорного вопроса. В 2005 году после 11 лет обсуждения договор об эстонско-российской госгранице был подписан, но после его внесения в эстонский парламент депутаты добавили в преамбулу ссылку на Тартуский договор 1920 года, на котором Эстония основывает потенциальные территориальные претензии к России и претендует на часть Псковской области. В свете такой ситуации Москва отозвала свою подпись под договором. Переговоры между странами возобновились в конце 2012 года, но до сих пор нет никакого юридически завершенного решения. Остается только предполагать, чем вызвано нетерпение Эстонии поскорее отграничиться от России, и желательно в свою пользу.
Юридически не значимо
МИД РФ еще раньше, предполагая такое развитие ситуации, говорил о том, что в соответствии с международно-правовыми нормами демаркация госграницы, осуществленная в одностороннем порядке, не имеет юридического значения для сопредельного государства. В ноябре 2014 года об этом заявил директор Департамента информации и печати МИД России Александр Лукашевич, комментируя прохождение в парламенте Эстонии поправок в закон «О государственной границе Эстонской Республики», касающихся полномочий правительства этой страны определять в соответствии с данными эстонского земельного кадастра прохождение временной контрольной линии между Россией и Эстонией.
Аналогичное положение содержится и в подписанном 18 февраля 2014 года в Москве российско-эстонском договоре о границе, закрепляющем взаимное отсутствие территориальных претензий между обеими странами. Согласно документу проведение совместно с партнерами демаркации границы можно осуществить только после вступления договора в силу. При этом государственная граница считается окончательно демаркированной после утверждения правительством каждой из сторон соответствующих документов. Пока российская сторона не внесла пограничный договор с Эстонией на ратификацию с учетом недружественной политики Таллина.
По мнению профессора Владимира Таболина, заведующего кафедрой конституционного и международного права ГУУ, решение эстонского руководства о демаркации границ не несет реальных правовых последствий.
«С точки зрения международного права любые односторонние действия не являются правовыми. И устав ООН, и другие признанные во всем мире принципы и нормы основаны на положении о взаимном сотрудничестве и уважении суверенитетов других стран. Реальная практика связана только с двусторонними действиями, односторонние действия никакого правового обеспечения и последствий нести не будут, так как не соответствуют международным подходам. Нужно найти решение ― садитесь и договаривайтесь», ― подчеркивает Владимир Таболин.
По словам эксперта, действия Эстонии носят явно эмоциональный характер. «Эстонии все время хочется что-то такое сделать, чтобы насолить России, но, как говорится, «собака лает, караван идет»», ― говорит Таболин.
Цель ― провокация
Можно было бы не обращать внимания на решение Эстонии о самостоятельной демаркации границ с Россией, если бы оно не прозвучало на фоне масштабных военных учений НАТО в Прибалтике и Польше и общего увеличения присутствия альянса в Восточной Европе. В начале июня началась серия учений НАТО под общим названием Allied Shield, которые проходят на территории Эстонии, Литвы, Латвии и Польши. В них задействованы более 15 тыс. военных из 19 государств альянса и 3 стран-партнеров. Также в конце мая в Эстонию с целью изучения акватории северной части Балтийского моря прибыла подводная лодка ВМС Германии U34. Одновременно Таллин посетил командующий подводным флотом НАТО контр-адмирал Мэтт Зеркл, чтобы способствовать укреплению партнерских отношений в рамках НАТО.
Гражданин Эстонии правозащитник Дмитрий Линтер убежден, что цель правительства республики и ее заокеанских покровителей ― создать условия для приграничного конфликта с Россией.
«Имеющиеся территориальные претензии к России озвучивались крайне правым эстонским истеблишментом под влиянием американских и европейских элит. Пока не было украинского кризиса, Эстония пошла навстречу и стала конструктивно подходить к вопросу о границах с Россией, но сейчас ситуация изменилась», ― рассказывает Дмитрий Линтер.
Правозащитник подчеркивает, что речь идет не о независимых действиях, даже если они выглядят законными. По его словам, русофобские власти Эстонии представляют интересы крайне правого крыла американской Республиканской партии и считают Америку центром мира.
Недавно вернувшийся из Эстонии и ставший свидетелем активных учений НАТО, Линтер отмечает явную милитаризацию общества. «Надо понимать, что речь не столько о границах, сколько о национальных интересах. Посмотрите, как власти Эстонии озвучивают риторику в отношении России. Яркий пример ― парад 24 февраля ВС Эстонии и американских войск: это 300 метров от российской границы и 150 километров до Санкт-Петербурга. Для эстонской стороны агрессивные действия в отношения России ― это способ получить бонус от западных партнеров», ― продолжает он.
Дмитрий Линтер не исключает попыток втянуть Россию в войну. По его словам, если Эстония захочет подвинуть границу согласно линии, которая не согласована, заходя таким образом на территорию России, возникнет серьезный приграничный конфликт, и, возможно, он будет военным.
«Иначе, чем провокацией, это решение о демаркации границ я назвать не могу. Не случайно оно совпало с учениями НАТО в Прибалтике. Есть здесь и связь с возможной эскалацией в Приднестровье и назначением Михаила Саакашвили губернатором Одессы. Этим всем руководит единый командный центр, который находится в США», ― предупреждает Линтер.
Вспомнить все
Эстония свято убеждена, что Россия после Второй мировой войны аннексировала территории, принадлежавшие Эстонии по Тартускому мирному договору от февраля 1920 года, апеллируя к тому, что он формально не был денонсирован. Согласно историческому договору Эстония может претендовать на Печорский район Псковской области с городами Печоры и Изборск, Принарвье и Ивангород, бывшие частью Эстонии в 1920―1945 годах. Россия считает, что договор утратил силу и естественной государственной границей является линия разделения Эстонской ССР и РСФСР. В 1996 году стороны пришли к соглашению, что российско-эстонский договор не должен содержать ссылок на Тартуский мир. Однако в июне 2005 года парламент Эстонии в текст ратификационного закона добавил ссылки на Тартуский договор, а также на Декларацию о восстановлении конституционной государственной власти от 7 октября 1992 года, утверждающую об «агрессии Советского Союза против Эстонии» в 1940 году. В свою очередь, МИД РФ заявил, что в этом случае ратификация договоров о границе стала невозможной.
Но, как выясняется, Эстония помнит только избранные моменты истории. Если копнуть глубже, выяснится, что она по-прежнему принадлежит России на вполне законных основаниях.
«Нас все время призывают к соблюдению международного законодательства. Это прекрасная идея, и я с ней абсолютно согласен. Осталось только выяснить, с какого исторического момента мы должны это делать», ― замечает писатель-историк и публицист Николай Стариков.
Писатель напоминает, что в 1913 году Эстония и Латвия были общепризнанной территорией Российской империи, в состав которой они вошли согласно различным договорам, которые никто не ставит под сомнение. В частности, это Ништадский мир 1721 года, заключенный между Россией и Швецией, по которому Петр I заплатил несколько миллионов золотых талеров за те земли, на которых расположены современные Эстония и часть Латвии.
«Хочется спросить, когда и где наши эстонские партнеры вернули деньги, которые мы в свое время потратили на приобретение данных территорий у Швеции? ― задается вопросом Стариков. ― Мне такие исторические факты неизвестны».
После революции 1917 года, которая является нарушением законности, большевики подписали договор и признали независимость Эстонии. В 1920 году примерно таким же образом получила «независимость» и Украина. Затем в 1940 году был подписан договор с той же Эстонией, и она вошла в состав Советского Союза. После его распада Эстония получила независимость. Но, как подчеркивает Николай Стариков, вопрос в том, какую дату считать стартовой для соблюдения международного законодательства, так как в 1985 году границы Советского Союза и неотъемлемость Эстонии как его составной части никто не оспаривал, точно так же, как и территорию Российской империи в 1913-м.
«Поскольку наши партнеры постоянно выискивают те договоры, даты и ситуации, которые отвечают их интересам, давайте учиться у них. Моя позиция следующая: пусть эстонцы вернут с учетом инфляции за прошедшие 300 лет средства, которые заплатил Петр I, и тогда у нас не будет никаких вопросов и к ним», ― заключает Николай Стариков.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.