Бронированный автомобиль ГАЗ-233014 «Тигр»
На Украине все чаще говорят о неэффективности действующей власти. «Нынешняя система власти, когда реальные полномочия практически поровну разделены между президентом и премьером, уже доказала свою несостоятельность в 2005-2009 годах. Не удивительно, что противостояние Порошенко и Яценюка сейчас практически сравнялось по накалу с противостоянием Ющенко и Тимошенко. И, очевидно, что никакими косметическими перестановками в правительстве… эту проблему не разрешить»,- говорит бывший вице-премьер Украины Сергей Арбузов.
По сути сейчас между премьером и президентом с их свитами сохраняется состояние «холодной войны», и она не перетекает в горячую из-за недостатка ресурсов и четкого запрета американцев. Однако понятно, что этот конфликт крайне негативно влияет как на властную вертикаль, так и на качество государственного управления. На Украине уже идут акции протеста, которые пока что удается разгонять.
Власть отвечает на них как обычно — популизмом и поиском внешних врагов. С первым получается уже не очень, поскольку представители власти начинают противоречить сами себе. Так, заявления Петра Порошенко о контрактах на покупку летального оружия у 11 стран фактически опроверг министр обороны Семен Полторак. «Практически за пять месяцев мы 80% бюджета использовали, заключили договоры для того, чтобы улучшить вооружение, технику. К сожалению, есть проблема с тем, что практически никто не продает нам летальное оружие, и мы вынуждены использовать только то, что есть на наших заводах», — пожаловался чиновник.
Со вторым ситуация гораздо лучше. «Российских спецназовцев» Украине мало — теперь Киев рассказывает о задержании российских террористов. В прямом смысле этого слова. Так, в Сумах СБУ взяли местного жителя — уроженца Курской области, который хотел устроить на Украине несколько взрывов. «Он собирался осуществить теракт на газотранспортной магистрали, а затем — в одном из общественных мест областного центра. По его преступным замыслам, взрывное устройство должно было сработать при массовой патриотической акции жителей города,» — говорится в сообщении ведомства. Не исключено, что на теракт спишут и пожар на крупной нефтебазе под Киевом.
Кроме того, продолжается нагнетание ситуации вокруг якобы намерения России наступать на Украину с Донбасса. «Совместная группировка вооруженных сил Российской Федерации и незаконных вооруженных формирований на временно оккупированных территориях Донецка и Луганска насчитывает около 42,5 тыс. лиц», — говорит Семен Полторак. Украинские чекисты же раскрывают состав этой группировки. «Около 60% членов незаконных военизированных формирований — это на самом деле бывшие или действующие военнослужащие Российской Федерации», — уверяют в СБУ. По мнению украинских активистов, численность «россиян-наемников» в рядах ополченцев еще больше.
Естественно, в этой ситуации о каком-то прекращении гражданской войны на Донбассе говорить сложно. Сам по себе политический диалог практически заморожен благодаря действиям Киева. Украинская власть отказывается разговаривать с ополченцами до проведения в ДНР и ЛНР международно признанных выборов, однако сама же не дает провести эти выборы, поскольку выставляет неприемлемые условия для их организации (требуя, например, вывести все отряды ополченцев из региона до голосования). Тем не менее, ополченцы выполняют Минские соглашения и уже передали украинской стороне свои предложения по реформе конституции. Которые скорее всего будут отвергнуты — если не на контактной группе, то в Верховной Раде. А значит Минские соглашения будут сорваны, и санкции против Москвы (которые ЕС привязали к исполнению Минских соглашений) будут, вероятно, снова продлены.
Однако основной удар Киева придется на Приднестровье. Президент Петр Порошенко все-таки подписал законы о полном прекращении военного сотрудничества с Российской Федерацией (с которой Украина, по заявлениям официального Киева, уже более года как находится в состоянии войны). В том числе и закон «О денонсации Соглашения между правительством Украины и правительством Российской Федерации о транзите через территорию Украины воинских формирований Российской Федерации, которые временно находятся на территории Республики Молдова». В результате снабжение российской миротворческой группировки в Приднестровье фактически прекращено, и Москве нужно будет либо договариваться о транзите с Румынией и Молдовой (то есть с НАТО и молдавскими националистами), либо на свой страх и риск снабжать группировку по воздуху через украинское пространство. Второй вариант, конечно, эффектнее и «достойнее великой державы», но именно этого и хочет от Москвы Киев.
Если российские самолеты полетят через Украину, то украинские ПВО имеют полное право их сбить. Даже если Киев не решится на такой шаг (что все-таки маловероятно, учитывая степень радикализации общественного мнения и его запрос на демонстрацию силы, особенно после унизительных поражений в Дебальцево и Илловайске), то украинские власти используют нарушение своего воздушного пространство как дополнительное доказательство недоговороспособности Москвы. «Евросоюз должен понять… что не может быть никакого восстановления обычных отношений с РФ. Не потому, что Россия не нравится, а потому, что возможностей для этого нет, поскольку вы имеете дело с совершенно другой Россией, нежели та, которая была год тому назад, с Россией, которая нарушила все политические и юридические обязательства». — говорит Павел Климкин.
Поэтому Москве остается только договариваться с НАТО. Возможно, можно будет попробовать убедить европейских партнеров, что если они не дадут пролета в Приднестровье, то Россия полетит через Украину и ответит на попытку сбить свой самолет отказом от Минских соглашений и намерений сохранить территориальную целостность Украины. В конце концов, ни Европе, ни администрации Обамы не нужна эскалация конфликта и повторение событий образца сентября 2014 года. Вот пусть сами и решают как выходить из того шаха, который поставил России Петр Порошенко.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.