Два с половиной кризиса трех великих держав
Миром правят великие державы. Они испокон веку играют между собой и с другими странами в «игры». Потому история человечества и богата различными событиями. Возьмем, к примеру, 2014 год: в этот год произошли так называемые «два с половиной кризиса трех великих держав»: экономический кризис России, военный кризис США и политический кризис Китая, который мы считаем половинчатым.
Кризис в России и на Украине — последствия распада СССР
Кризис России напрямую связан с прошлогодними событиями на Украине. Все это — лавинный эффект распада Советского союза. Русские надеялись, что США и Европа примут их, вместо этого ЕС и НАТО продолжили расширение на Восток. Кровавая Чеченская война, напряженная обстановка 2008 и 2013 годов, «цветные» революции заставили России очнуться ото сна: с СССР уже разделались, пришла и ее очередь.
Во второй срок своего президентства Владимир Путин отбросил все иллюзии, связанные с США. Во внешней политике Россия стала руководствоваться принципом «на всякое действие есть противодействие», а внутри страны необходимо было бороться с подрывными действиями так называемой «пятой колонны». Была проведена «зачистка» организаций, в которых могли работать иностранные агенты, реорганизация прозападных СМИ. Была заложена основа долгосрочного стабильного идеологического и политического режима. Хотя 30 декабря 2014 года в ряде социальных сетей США подняли шумиху из-за событий в Москве, их надежды не оправдались. Москва не Киев.
Оказавшись в ситуации, когда оружием делу не поможешь, а атака словом уже не действует, Америка решила пойти по некогда протоптанной дорожке: создать энергетический и финансовый кризис. И действительно, Россия, экономика которой довольно слаба, оказалась под ударом.
С точки зрения Китая, развал СССР и трудности России продемонстрировали то, что далеко не все державы хотят мира. На смену военному уничтожению пришли политические и экономические меры. После Второй мировой войны основной стратегией США по завоеванию мира стал культурный империализм, экономический и военный отошли на второй план. Первым трофеем данной стратегии стал Советский союз. Затем Ближний Восток, Средняя Азия, хотя в основном все действия были направлены на Россию. Америка хочет, чтобы влияние РФ в этом регионе ослабло до минимума
Occupy Central — неудавшийся половинчатый кризис
Прошедшая в Гонконге «революция зонтиков», она же акция Occupy Central, это «антикитайская кампания», планировавшаяся Западом на протяжении трех лет. После окончания холодной войны США решили разжечь огонь «цветных революций», финалом которых должна была стать «кремация» Китая. Военные игры между Пекином и Вашингтоном в XXI веке сосредоточены на слове «огонь»: Китай либо озарится пламенем, либо потушит этот пожар.
Почему незаконную акцию Occupy Central называют половинчатым политическим кризисом Китая? Мы говорим «политический кризис», потому что это понятие напрямую связано с политикой, проводимой великими державами. И это чрезвычайно важно. «Революции» такого рода могут стать главной угрозой дальнейшего развития КНР. И наша страна ясно это понимает, ведь перед глазами аналогичные примеры: СССР, Восточная Европа, Ближний Восток, Средняя Азия. Поэтому лидерам страны необходимо уделять большое внимание кибербезопасности и информатизации и не иметь ни доли сомнения в тех, кого допускают к работе в этих отраслях.
Мы живем в век интернета. Границы понимания национальной обороны территорий, территориальных вод и воздушного пространства уже давно размыты. Угроза применения регулярной армия или ядерного оружия не могут сдержать проникновение информации. Интернет объединил все страны и народы, и люди стали еще одним ресурсом наряду с землей, водой, воздухом. Любой может выйти в безграничное виртуальное пространство и начать борьбу.
Во времена холодного и огнестрельного оружия, а также механизации одной стране было достаточно защищать свои территории, воды и воздушное пространство, тем самым она могла гарантировать сохранность своего народа и ценностей. Однако сейчас этого не достаточно. В мире происходит постоянная циркуляция капитала и идей. Они могут свободно проникать в другие страны. Они не только влекут за собой новые идеи, новых людей, но и могут заставить человека потерять все, вплоть до точки опоры. Идея возможности обладать властью, несомненно, стала весьма популярной. Но все это лишь иллюзия. Достаточно посмотреть на страны Ближнего Востока и Средней Азии, которые за одну ночь свергли свои политические режимы. Раньше завоевывали территории, теперь — умы и сердца. В современном мире нам надо уметь защищать и эти вещи.
В эпоху господства интернета в обществе протекают два противоположных процесса: подчинение общественного мнения и сопротивление этому. Высший уровень стратегических игр между великими державами — это война за умы и сердца людей. Стороны часто ведут войны из-за различий в культуре, убеждениях, идеологии, ключевых ценностях. Вместе с тем, существует и соперничество в технологическом и экономическом развитии. Однако соперничество на равных происходит в настоящее время только в одной сфере.
Культурный империализм США терпит неудачи
Как раз в культурных убеждениях и идеологии у США и Европы, несмотря на их мощные армии, технологии и экономики, вовсе нет абсолютного преимущества. По крайней мере, далеко не каждый считает эти страны настолько могущественными. История незападных цивилизаций тоже была довольно долгой и блистательной. Запад опередил остальных в плане модернизации. Его основным отличием от незападных цивилизаций стала материальная культура. Чего не скажешь о духовной. Ошибки, совершенные им в новой истории, разбили некоторые общечеловеческие ценности. В культуре Запад никогда не побеждал соперников, и ему уже трудно будет одержать эту победу.
Американский культурный империализм в последние годы терпит большие неудачи. Эта молодая страна опирается на грубую силу так же, как и Европа в XIX веке. Военные действия США на Ближнем востоке и против Исламского государства сложно сравнивать с военными действиями, произошедшими после окончания холодной войны. Из речей Барака Обамы я понял, что Америка труслива: ей сложно победить более сильных противников, чем Талибан. Она вынуждена искать поддержку России и Китая. Она ей просто необходима в борьбе с терроризмом, чтобы избежать создания в мире любых форм антиамериканских союзов и альянсов.
Привлекательность и влияние западной культуры постепенно падает. Благодаря этому Китай вновь начинает ценить свою давно позабытую культуру. Мы должны ухватиться за редкую возможность и продолжать наше развитие.