Google+ Твиттер Фейсбук Одноклассники Вконтакте БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Военная аналитика, новости, мнения о проблемах военной безопасности России.

0

Крах сланцевых иллюзий: время платить по счетам

Снижение цен на нефть ставит под удар разработку сланцевых месторождений, подтверждают экономисты Всемирного банка. И хотя дешевая нефть поддержит глобальную экономику, мир разделится на выигравших и проигравших от этого спада.

Четырехлетний период ценовой стабильности на нефтяном рынке остался позади, констатируют специалисты Всемирного банка (ВБ) в новом докладе, аналитические главы из которого обнародованы вчера. В 2015 году они ожидают более низких цен, а в 2016-м — лишь незначительного их повышения, не называя при этом конкретных цифр. Основные причины резкого падения цен на нефть во второй половине прошлого года эксперты ВБ видят в «сочетании ряда факторов», включая «несколько лет сюрпризов» по части большего, чем ожидалось, предложения нефти и меньшего, чем ожидалось, спроса на нее, «ослабление геополитических рисков в некоторых районах мира», «существенное изменение политических целей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК)», а также «повышение курса доллара». Сравнительный удельный вес всех этих причин, на их взгляд, «остается неопределенным», однако, «доминирующую роль, судя по всему, сыграли факторы, связанные с предложением» нефти — в частности, из-за сланцевого энергетического бума в США.

Сланцы – в зоне риска

Ожидаемое в ближайшей перспективе сохранение невысоких цен на нефть ставит под угрозу разведку и освоение новых месторождений и создает особый риск для инвестиций в разработку таких нетрадиционных источников, как сланцевая нефть, нефтеносные пески и глубоководные морские нефтепромыслы, подтверждают специалисты ВБ опасения многих экспертов рынка.

В условиях низких цен на нефть, разработка новых месторождений, в особенности трудноизвлекаемой и тяжелой нефти (в том числе сланцевой) вероятнее всего, приостановится, уверен управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. «Рентабельность таких месторождений достигается при ценах не меньше $80 за баррель. На нефтегазовых компаниях, безусловно, это отразится негативно, поскольку сократятся инвестиции, в скором будущем упадет добыча, и соответственно, доходы от основной деятельности. Восстановления инвестиций в нефтедобычу можно ожидать не ранее конца 2015 года, когда цены по ожиданиям участников рынка вырастут до $75-80 за баррель», — говорит он.

Компании, добывающие сланцевую нефть в США, не пугает цена в $60 и даже $50 за баррель, так как рентабельность добычи у них неуклонно повышается, возражает один из ведущих специалистов в данной сфере, председатель совета директоров компании ТМК-IPSCO Петр Голицын. По его словам, добывающим компаниям больше не нужна безубыточная цена (break-even price) в $75 за баррель, чтобы продолжать бурение на сланцах, а значительная доля бурильщиков считают, что могут опуститься и до $42 за баррель нефти.

В сланцевую добычу в Штатах вложено с 2011 года $1,5 трлн заемных средств, и в результате падения цен объем «мусорных» облигаций, выпущенных нефтедобывающими компаниями, вырос в последнее время с 5% до 15%, замечает экономист РАНХиГС Владислав Гинько. «И этот процент будет расти, если падение нефтяных цен не остановится», — пояснил он «Эксперт Online», добавив при этом, что видит перспективы роста цен на «черное золото».

Выигравшие и проигравшие

В четверг нефтяные котировки показывают слабый рост после рекордного падения накануне: Brent торгуется в районе $50,8 за баррель, за баррель WTI предлагают чуть меньше $49. Но причин для серьезной коррекции наверх нет, полагает аналитик «Альпари» Анна Кокорева. «Слухи о смерти короля Саудовской Аравии пока не подтвердились. Статистика по запасам нефти и иного топлива очень противоречива. По данным Энергетического информационного агентства США, запасы нефти снизились по итогам прошлой недели на 3,06 млн баррелей, но значительно выросли запасы бензина и дистиллятов — на 8,1 и 11,2 млн баррелей соответственно. Активно продолжают расти нефтедобыча и экспорт в Америке. В ноябре страна увеличила суточную добычу до 9 млн баррелей, это максимальный показатель за последние 20 лет. Экспорт сырой нефти вырос на 34% — до 502 тыс. баррелей в день. Власти США рассматриваю возможность полностью снять запрет на экспорт углеводородов, что в будущем будет способствовать дальнейшему увеличению объемов экспорта нефти и негативно скажется на ценах», — поясняет она и добавляет, что вероятность того, что нефтяные котировки могут опуститься еще ниже, сохраняется. Если цена на североморскую нефть закрепится ниже $50 за баррель, можно говорить о дальнейшем падении до $43. WTI в этом случае упадет до $39-41 за баррель.

Специалисты Всемирного банка считают, что удешевление нефти повлияет на мировую экономику благотворно. Ссылаясь на «исторические оценки», они указывают, что снижение цен на нефть на 30% сулит дополнительный прирост мирового ВВП в среднесрочной перспективе примерно на 0,5%. Первой в числе выигрывающих значится мировая экономика.

10% изменение цен на нефть ассоциируется примерно с изменением в 0,2% глобального ВВП, подтверждает сотрудник МВФ Том Хеблинг. Падение цен обычно способствует росту ВВП, поскольку в результате ресурсы от продавца перемещаются к потребителям, которые будут в большей степени готовы потратить свою прибыль, чем, к примеру, зажиточные эмираты, поясняет он. Однако, в плюсе, естественно, окажутся страны-импортеры нефти, к примеру, Китай, тогда как производители «черного золота» окажутся в лагере проигравших. Влияние дешевой нефти на экономику США будет смешанным, потому что эта страна — одновременно крупнейший в мире потребитель, импортер и производитель нефти. И во многом ситуация будет зависеть от того, выдержит ли испытание дешевыми ценами сланцевая индустрия. По мнению экспертов, эффект будет виден уже по итогам I квартала наступившего года.

Авторы доклада ВБ призывают страны-импортеры нефти использовать нынешнюю возможность для укрепления «финансовых буферов», но при этом констатируют, что возможности для фискального стимулирования экономики сейчас примерно на треть хуже, чем до глобального финансового кризиса 2008 года.

Дешевая нефть поможет мировой экономике, но не настолько, как это было в предыдущие периоды снижения цен, предупреждают аналитики Goldman Sachs. По их расчетам, дешевая нефть и низкие процентные ставки должны добавить к росту экономики в 2015 году около 0,1 процентного пункта. Однако эти показатели будут с избытком компенсированы сильным долларом, более медленным глобальным ростом и более слабыми фондовыми рынками, которые несут потери в связи с обесцениванием акций нефтяных компаний. «Сначала рынки ощутят на себе негативные последствия обесценивания нефти и лишь потом экономика выиграет от этого», — уверен главный инвестиционный аналитик BlackRock Inc Ивен Кэмерон Уатт.

Ускорение темпов роста крупнейшего потребительского рынка планеты – США — вкупе с низкой инфляцией и практически нулевыми ставками Федеральной резервной системы (ФРС) в перспективе должно привести к оживлению товарных рынков, считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. «В первую очередь это касается нефти и промышленных металлов, а также продукции металлургов, цены на которые последние полгода испытывают сильное давление. Что касается сегмента драгоценных металлов, здесь мы, вполне вероятно, увидим опережающие по сравнению с золотом темпы роста цен платины и палладия», — прогнозирует он.

Однако продолжающий крепнуть в ожидании роста ставок доллар не дает сигналов к немедленному развороту на товарных рынках: глобальные инвесторы пока предпочитают американские акции, замечает аналитик. «Индекс S&P500 по-прежнему находится вблизи исторических максимумов после почти безоткатного трехлетнего роста. Притом, что картина последних двух месяцев свидетельствует, что крупные игроки не вполне уверены в продолжении этого выдающегося тренда.

В случае уверенного ухода индикатора ниже 2 тысяч пунктов можно рассчитывать, что акционеры американских компаний все больше будут настроены зафиксировать накопленную прибыль и вложить деньги куда-то еще. Часть их, несомненно, окажется в американских долговых бумагах и других активах fixed income. При этом подешевевшее сырье также выглядит крайне привлекательно. Как, кстати, и компании emerging markets, из которых особое внимание стоит обратить на сектор M&M», — добавляет Александр Разуваев.

Что касается России, как заявлял глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, дефицит федерального бюджета при цене нефти $60 за баррель может составить в 2015 году 2 трлн рублей. Подешевевшая вдвое нефть, а также западные санкции и валютный кризис, безусловно, ударили по экономике РФ в 2014 году. Однако Запад напрасно думает, что нефтяной кризис поставит Россию на колени, уверен аналитик Поль Пиллар. Падение цен на нефть не заставит крупнейших экспортеров пойти на дипломатические уступки Вашингтону, пишет он в журнале The National Interest. По мнению эксперта, Запад зря предается эйфории и рассчитывает на то, что нефтяной кризис сделает лидеров таких стран, как Россия, Иран и Венесуэла более сговорчивыми. В подтверждение своих слов Пиллар приводит высказывание министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «Мы оказывались в гораздо худших ситуациях в нашей истории, и каждый раз, когда мы преодолевали эти трудности, мы становились гораздо сильнее. Так случится и на этот раз». «Экономическое давление на государство с целью сломить его и направить в нужную сторону бесполезно, если не учитывать, на какие уступки вообще может пойти режим и какие перспективы он получит в случае повиновения. Если же перспективы для улучшения не обнадеживающие, то и желания «прогибаться» у государства не будет», — резюмирует Поль Пиллар.

При этом известный инвестор Джордж Сорос в интервью изданию Financial Times заявил накануне, что санкции ЕС против России из-за падения цен на нефть будут иметь гораздо более серьезные последствия, чем предполагали западные лидеры. Он добавил, что «не удивится», если в России случится дефолт. Однако Сорос также заметил, что санкции оказывают отрицательное воздействие и на экономику ЕС. По его словам, дефолт в России может сильно ударить европейским банкам, а финансовый кризис в нашей стране представляет для Европы «стратегическую и экономическую опасность».

Взаимные санкции России и Запада усиливают опасения того, что европейская экономика впадет в рецессию или будет переживать потерянные десятилетия, сопоставимые со спадом конъюнктуры в Японии, который сделал экономику азиатского гиганта неустойчивой, обескровленной и уменьшил ее мировое влияние, предупреждали экономисты. Так, бывший профессор Школы бизнеса Уортона Пенсильванского университета Джон М. Мейсон утверждал в статье в The Washington Times, что Европа, возможно, была слишком слаба экономически, чтобы вступить в войну санкций с Россией. А поскольку ЕС — крупнейший торговый партнер Америки, возобновление рецессии в Европе почти точно снизит рост экономики США.

Redactor • 11 января, 2015


Предыдущая запись

Следующая запись

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Одноклассниках Опубликовать в Livejournal Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Google+

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована *