Куда ударит армия России после Авдеевки
Наши оппоненты уже задумываются о том, что будет после победы России, взвешивают финансовые и репутационные риски. А руководство Украины стало чаще проверять готовность личных самолётов на предмет того, чтобы покинуть страну. Даст ли им эту возможность народ Украины и кто примет этих военных преступников, пока не ясно», — считает советник главы ДНР Ян Гагин.
Стоит отметить, что падение Авдеевки действительно серьезно бьет по боевому духу ВСУ и поднимает его у ВС РФ, ведь это самая громкая победа со времен освобождения Артемовска прошлой весной. Однако означает ли это событие, что фронт может дрогнуть?
Сейчас российская армия наступает практически по всем направлениям, но надо полагать, что у ВСУ есть еще люди и боеприпасы, а значит, рано или поздно они возьмут себя в руки и начнут отчаянно обороняться.
— Потеря врагом Авдеевки имеет, помимо сугубо военного, и огромный медийно-военный эффект, — убежден военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Политическое значение Авдеевки для киевского режима переоценить было сложно. Ведь нередко на вопросы о неудачах прошлогоднего контрнаступления ВСУ они могли ответить: зато наши войска под Донецком.
Не случайно в медийном поле неприятель всячески пытается испортить наш успех — но получается как-то жалко: «отошли на более удобные позиции», «успешная эвакуация» и тому подобное. Успокаивали нас подобные оправдания в сентябре-октябре 2022 года? Конечно, нет. Вот и вражеские медийные попытки смотрятся смешно.
С другой стороны, выгнать врага из-под столицы ДНР и уменьшить таким образом возможность её обстрелов — было важнейшей стратегической задачей для военно-политического руководства России. И она выполнена.
Жаль только, что в 2014 году врага туда запустили без боя, но это уже другая история. Лучше военно-политическую ошибку восьмилетней давности исправить так, чем никак.
А на нашем боевом духе это как скажется? С мая у нас побед не было…
— Было еще взятие Марьинки в декабре, об этом тоже нельзя забывать. Но взятие крепости Авддевка, конечно, имеет большее значение, которое обязательно поднимет боевой дух наших бойцов. Уж если удалось взять такой «фестунг», как Авдеевка, то и дальше ничего невозможного в том, чтобы гнать врага не будет.
Означает ли взятие Авдеевки, что клещи вокруг Донецка разомкнулись? Обстрелы прекратятся? Или у ВСУ появится более дальнобойное оружие, и ничего не изменится? Градами» уже не добьют, но вон пошли разговоры о том, что им более дальние ATACMS передадут…
— По крайней мере общей границы у Донецка с оккупированной ВСУ территорией больше нет.
Из самой Авдеевки столицу ДНР уже определённое время не обстреливали. Вероятно, теперь будет проще ликвидировать «блуждающие» «Грады», один из которых — в Тоненьком — доставил Донецку столько горя. Такие РСЗО отстреливаются, практически наотмашь, куда попало, лишь бы по Донецку — и быстро прячутся в шахты, где их трудно достать.
Донецк, в основном, в последнее время обстреливали из Курахова, Кураховки, Селидова. А Авдеевка служила определённым щитом-прикрытием для таких атак. Конечно, после освобождения пригорода Донецка легче будет вести контрбатарейную борьбу с точками отлётов, должна улучшиться и работа ПВО.
После освобождения Марьинки мученическому донецкому Петровскому району стало легче. Теперь то же самое ждём и для Киевского, и для Куйбышевского районов.
Не говоря уже о том, что откроется прямая дорога Донецк — Горловка (сейчас из одного крупнейшего города ДНР в другой можно проехать только через Енакиево). Несколько спадёт напряжение для Горловки, а особенно для Ясиноватой, которую подвергают обстрелам чаще, чем любой прифронтовой город Донецкой Народной Республики.
Но ожидать, что террористические обстрелы Донецка быстро и полностью прекратятся, увы, не стоит. Границу надо и дальше отодвигать западнее. Это, разумеется, будет сделано. Вопрос только во времени.
Эксперты считают, что падение Авдеевки открывает дорогу на запад — на Селидово и Красноармейск? И на север — на Константиновку и Краматорск? Какие еще возможности в военном плане даст взятие Авдеевки?
— Конечно, это значительно расширяет наступательные возможности — и в западном, и в северо-восточном направлениях. Взятие Авдеевки, помимо вышеперечисленного, позволит усилить угрозы Курахову и Угледарскому выступу, которые имеются в виду в перспективе битв за Новомихайловку и Георгиевку, ставших возможными после взятия Марьинки. Враг ведь вынужден будет перегруппировывать и перераспределять свои силы для обороны по линии Красногоровка-Селидово.
В случае падения Первомайского и Красногоровки незавидная участь ждёт и северный, и южный фланги этой линии. А угледарский фланг на западе, как и купянский на востоке, могут вообще стать решающими для всей донбасской кампании.
Не будем забывать, что взятие Купянска значительно усилит угрозу Славянску и его агломерации с Краматорском. А ведь ещё есть хороший шанс ударить во фланг Новгородско-Торецкой группировке врага на Горловском направлении.
Ну и в дальнейшей перспективе наша армия, разумеется, перейдёт к атакам по линии Константиновка-Дружковка-Славянск-Краматорск. Чему способствуют и успехи на Артёмовском направлении и очень серьёзная угроза Часову Яру.
Сообщается об активизации наших в районе Часова Яра, Работино и не только. По-вашему, могут ли там быть серьезные прорывы? Или это небольшие локальные шаги?
— Плюс атаки по линии Ласточкино-Орловка-Бердычи «на плечах» отступающего противника. На высоком моральном духе всегда хочется взять как можно больше оккупированной территории. Атаки на Часов Яр и Работино предпринимаются с совершенно определённой целью — взять эти населённые пункты. Разгром в Авдеевке несомненно психологически облегчает такую задачу. Но и торопиться, рисковать жизнью солдат никто не будет.
Авдеевка показала, что для решающего штурма важно добиться полного господства в воздухе и значительно подавить артиллерию противника. Тогда и пехота эффективно выполнит свою задачу.
Способны ли ВС РФ по, вашему, замахнуться на серьезные победы типа взятия Орехова или даже Запорожья? Или возврат позиций в Харьковской области и выход к Харькову? А Херсон? На чем, по-вашему стоит сосредоточиться сейчас, и чего мы еще можем добиться в обозримом будущем?
— Всё то, что вы перечисли, будет неизбежно. Но всему своё время. Орехову и Купянску более близкое. Запорожье и Харьков — в дальнейшей перспективе. Штурмовать такой огромный город, как Харьков — занятие бесперспективное. Очевидно, что для его окружения потребуется очень большая группировка. Поэтому для этого нужно ещё много успехов на других участках фронта. Как и для окружения Запорожья. При этом чем больше будет уничтожено вражеских сил и техники на Донбассе, тем легче будет выполнять задачи на других направлениях.
И, разумеется, на севере Харьковской области надо наводить порядок как можно быстрее. Ошибочное решение оставить эти территории, которые теперь привели к возможности врага обстреливать Белгород и область, надо исправлять — и ставить это одним из приоритетов.
— С боевым духом у ВСУ определенно похуже, чем в 2022-м, и эта тенденция будет продолжаться, однако не стоит думать, что противник вдруг перестанет воевать и вслед за Авдеевкой посыплются все украинские позиции, — считает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— В плане удара по боевому духу противник уже стерпел и Мариуполь, и Артемовск, и провал украинского летнего наступления. Враг еще не сломлен.
Надо понимать, что противник обстреливал Донецк не из самой Авдеевки, но со стороны Авдеевки, из полей и лесополос несколько северо-западней.
Достаточно посмотреть радиус действия поставленной Украине ствольной западной артиллерии и реактивных установок, чтобы понять — обстрелы Донецка, увы, пока еще будут продолжены. Но их число будет уменьшено, а до пары районов Донецка обычной артой противник уже просто не дострелит.
Авдеевка открывает путь к новым победам. Куда в первую очередь атаковать?
— Атаковать в северном направлении до освобождения того же Северска несколько преждевременно. Полагаю, наше командование сосредоточится на западном направлении, где находится важный пункт коммуникаций Красноармейск. Возможны операции на юго-запад, с целью флангового обхода укрепленного Угледара.
У противника наблюдается недостаток личного состава, техники, артиллерийских снарядов, что не способны компенсировать даже растущие поставки FPV-дронов. В этой ситуации оказывать давление по всему фронту, не давая врагу маневрировать резервами — грамотное решение.
И все же для масштабного решительного наступления России не хватает нового этапа мобилизации — призыва нескольких сот тысяч человек, которых нужно призвать, разместить, обучить (что занимает несколько месяцев), вооружить необходимой техникой.
Необходимо провести ротацию и дать отдохнуть тем бойцам, кто на фронте уже от полутора до двух лет. Для этого руководству страны требуется принять соответствующее политическое решение. Дождемся ли мы его? Не уверен.
Без нового этапа мобилизации стратегические рывки в духе маневренных операций Второй Мировой невозможны. Украина уже не способна выиграть этот конфликт, но и для нашей страны быстрой победы в текущих условиях не просматривается.