Кто выиграет в большой нефтяной игре?
Крупнейшие производители нефти в мире продолжают воевать за свою долю рынка. И если последние пару-тройку десятков лет страны Персидского залива чувствовали себя законодателями мод в нефтяной сфере, то теперь у арабских стран появился серьезный конкурент – США. По предварительным данным, по производству «черного золота» Штаты уже обошли всех в мире: и Саудовскую Аравию, и Россию (несмотря на рекордные показатели добычи в нашей стране за прошлый год).
Еще чуть-чуть и сланцевая нефть может «вылиться» на экспортные рынки. По одной из версий, такого сценария и опасались саудиты. Поэтому картель ОПЕК решил противостоять свежеиспеченному конкуренту, понизив стоимость барреля на мировых биржах. Если еще летом за бочку «черного золота» давали $115, то сейчас она подешевела вдвое – до $56. А в Саудовской Аравии уже заявили, что переживут и цену в $20 за баррель. Дело в том, что за «тучные годы» королевство успело накопить большой объем валютных резервов – в кубышке у саудитов лежит порядка $750 млрд. И это при том, что все годовые расходы бюджета укладываются в сумму менее $200 млрд., а дефицит на следующий год запланирован на уровне $40 млрд. Кроме того, издержки на добычу нефти здесь одни из самых низких в мире.
— Пока Саудовская Аравия выигрывает на рынке при помощи своей радикальной стратегии снижения цен на нефть, — пишет британское издание The Telegraph. — Но страна может вступить в новую, опасную для себя самой фазу битвы за установление господства на рынке. В долгосрочной перспективе «прожигание» резервов валюты может быть очень опрометчивым шагом для Саудовской Аравии. Дальнейшее снижение спроса на нефть и развитие «зеленых» технологий, например электромобилей, могут привести к тому, что страна уже никогда не сможет накопить такой же запас прочности, как в годы процветания.
Как считают эксперты, одна из целей саудитов – это заморозка сланцевых проектов в США (их себестоимость в большинстве случаев выше $70 – 80 за баррель), а также приостановка российских проектов на арктическом шельфе – она рентабельна при ценах на нефть выше $90 – 100 за баррель. Тем не менее рано или поздно эти проекты все же будут развиваться (легкодоступные запасы нефти истощаются), поэтому Саудовская Аравия может лишь отсрочить ввод этих месторождений в эксплуатацию. А держать цены на низком уровне и проедать валютные резервы бесконечно она не может. Бюджет королевства становится бездефицитным лишь при цене около $90 за баррель.
Как долго продлится падение, сейчас не может предсказать никто, но большинство аналитиков уверены, что на это уйдет не меньше полугода. Именно такой срок потребуется, чтобы некоторые сланцевые проекты стали нерентабельными и были закрыты. В пользу этого расчета говорит и статистика. В предыдущие кризисы после резкого падения стоимость нефти быстро восстанавливалась. Для сравнения, в декабре 1998 года цены на нефть рухнули до $9 за баррель (в начале года было $18), но уже к июню 1999 года за баррель давали больше $15.
А в кризисном 2008 году нефть в обвалилась с летних рекордов в $147 за баррель – до $33 в декабре. Первую половину 2009 года «черное золото» стоило в районе $40 – 50 за баррель, а к концу года преодолело отметку в $60. А в последующие годы (вплоть до нынешнего кризиса) бочка нефти стоила порядка $100. И большинство экспертов считали эту цену равновесной.
Поэтому есть вероятность, что на фоне роста мировой экономики нефти просто некуда деваться – она должна подорожать. Но многое, конечно, будет зависеть от Саудовской Аравии: как далеко она может пойти в этой глобальной нефтяной игре и какой результат будет считаться для нее удовлетворительным.