Почему разгром ВСУ в Северодонецке становится началом конца для Украины
Северодонецк — это «Мариуполь сегодня»
29 мая, по сообщению пресс-службы НМ ЛНР, силы ЛНР предложили националистам ВСУ, заблокированным под Северодонецком объединенной коалицией ВС РФ с ополчением ДНР и ЛНР, добровольно сложить оружие.
«С помощью артиллерийской установки доставили агитационные снаряды с листовками, в которых прописан порядок выхода из зоны боевых действий без оружия», — рассказал военнослужащий НМ ЛНР Федор Сергеев.
25 марта, по сообщению Генштаба РФ, подразделениями НМ ЛНР было взято под контроль 93% территории республики. Отмечалось, что ведутся бои на подступах к Северодонецку и Лисичанску. 6 мая мэр города Александр Стрюк сообщил, что Северодонецк фактически окружён. 12 мая глава ЛНР Леонид Пасечник заявил, что внутри этих городов оборудованы защищённые опорные пункты.
«По той информации, которая у нас есть, противник подготовил в городах Лисичанске и Северодонецке достаточно серьёзные опорные пункты». По его словам, украинские военные продолжили практику использования мирного населения в качестве живого щита. Однако уже к 15 мая союзные силы НМ ЛНР взяли под контроль посёлок Тошковское к югу от Северодонецка и продолжили наступление. К этому моменту, по мнению ряда военных экспертов, крупный узел обороны ВСУ на данном направлении оказался под угрозой окружения. И для того, чтобы обороняться, у украинских военных есть только «живая сила», и рядовой состав отказывается идти на верную гибель — без огневой поддержки и вменяемых задач.
19 мая военные 3-го батальона 115-й бригады ВСУ отказались выполнять боевые приказы, исходящие как от непосредственного командования, так и от президента Украины Владимира Зеленского:
«Мы отказываемся выполнять боевые задачи в связи с тем, что у нас нет надлежащей защиты позади, а именно — тяжёлой техники, которая прикрывала бы нас, и надлежащего руководства», — зачитал на камеру один из военных.
Карта боевых действий на Украине: Окружение ВСУ в Северодонецке
23 мая в своём интервью британский военный аналитик Майкл Кларк заявил, что российские военные очень серьёзно подходят к этой операции. Ключом к успеху он назвал реку Северский Донец, на левом берегу которой стоит город. Российская армия, несмотря на сложность задачи, форсировала её в нескольких местах и успешно оттеснила силы ВСУ на юг, попутно уничтожив самые боеспособные подразделения украинской армии из оперативного командования «Север».
В эти же дни союзные силы ВС РФ и НМ ЛНР вместе с НМ ДНР полностью зачистили город Рубежное и село Воеводовку и вышли к окраинам Северодонецка. Дальше всё развивалось стремительно. 25 мая стало известно, что российские военные вместе с союзниками вошли в Лисичанск и «почти вошли в Северодонецк». Таким образом, фактически Северодонецко-Лисичанская агломерация вышла из-под контроля ВСУ.
В тот же день Майкл Кларк в интервью телеканалу Sky News предрёк полное окружение Северодонецка в ближайшие 24–48 часов, подчеркнув, что российские военные грамотно окружили город:
«Их северные и южные клещи к западу от города находятся на расстоянии 10–12 миль друг от друга», — отметил Кларк.
«Терминаторы» в Донбассе: уникальные кадры
18 мая также стало известно, что российские военные начали применять на этом направлении БМПТ «Терминатор», которые вместе с танковыми взводами участвуют в наступлении на украинские позиции. Этот фактор, как и грамотный и умелый подход российских военных к формированию котлов и взятию городов, сыграл большую роль в успехе операции по окружению Северодонецка.
27 мая в сеть попали фотоснимки, на которых видно, как отделение БМПТ «Терминатор» прикрывает танки, ведущие огонь по позициям украинских военных с занимаемой высоты. Известно, что «Терминатор» способен подавлять вражескую пехоту, вооружённую стрелковым оружием, гранатомётами и противотанковыми комплексами типа «Джавелин». Он оснащён двумя 30-мм пушками и противотанковым вооружением.
Потери ВСУ в Северодонецке на сегодняшний день
Военный эксперт Константин Сивков отметил, что в результате северодонецкой операции самые боеспособные части оперативного командования «Север» оказались блокированы между ВС РФ и силами ДНР и ЛНР с нескольких направлений.
Группа ВСУ «Север», много лет отвечавшая за удары по Донецку и Луганску, потеряла самые боеспособные подразделения и значительное количество техники. В окружении оказались части 15-го полка Нацгвардии, 27-й отдельной реактивной артиллерийской бригады ВСУ им. Петра Калнышевского, 4-й отдельной бригады оперативного назначения НГУ им. сержанта Михальчука (в/ч 3018), а также бойцы 58-й мотопехотной бригады ВСУ. Перед взятием Северодонецка численность этой группировки оценивалась примерно в 17 тыс. человек.
Отказ украинских военных от боевых действий под Северодонецком
В Интернете можно найти видео с вэсэушниками одного из подразделений, которые отказываются идти в бой, потому что командование не обеспечило их прикрытием:
«С чем наступать? Где обеспечение, где поддержка?», — кричит один из военных командирам и не получает на это ответа. Также кто-то из солдат отмечает, что микрорайон на севере Северодонецка Щедрищево ВСУ сдали ещё 14 мая.
К «батальонопаду», как успели окрестить массовый отказ вэсэушников воевать, присоединились также военные из 71-й егерской бригады ВСУ:
«С автоматами стоим против пушек, «Градов», миномётов. Никто нам не помогает, у нас нет ни оружия толкового, ничего нет. Как мы можем воевать за страну, которой всё равно на нас?», — недоумевают военные.
Почему Северодонецк важен для России
По словам военного эксперта, доктора военных наук Константина Сивкова, группировка ВСУ рассыпается на части, даже лучшие из лучших деморализованы и лишены мотивации воевать.
По словам эксперта, обеспечить оборону и выживание у остатков группировки уже не получится.
Куда продвинулись российские войска на Украине
Перспективы на северодонецко-лисичанском направлении у ВСУ, по словам военного эксперта и доктора военных наук Константина Сивкова, невесёлые. По сути, Северодонецк — стартовая позиция для окружения Славянска и Краматорска и дальнейшего продвижения ВС РФ.
Командование ВСУ, по словам военного эксперта Константина Сивкова, продолжает совершать ошибку за ошибкой и бросает на верную гибель не только лучшие свои подразделения, но и необученных бойцов, набранных с улицы, не обеспечив их нужным количеством боеприпасов и огневой поддержкой. Практика устрашения работает против самих украинских командиров. Всё больше военных Украины понимают, что воевать нет смысла, и главное, — что командованию наплевать на их жизни. Примечательно, что воевать отказываются не только кадровые военные, но и так называемые военные формирования. О своём отказе от боевых действий заявили командиры 46-го отдельного батальона специального назначения «Донбасс – Украина». Причины уже известны: гибель значительного количества военных, дефицит оружия и вменяемых приказов.