Тайны следствия: О чём пленные азовцы и военные Украины расскажут на допросах
Вечером 16 мая более 300 боевиков, ранее блокированных на территории комбината «Азовсталь» в Мариуполе, вышли с белыми флагами. Спустя сутки, вечером 17 мая, территорию «Азовстали» покинули ещё семь автобусов. Спустя некоторое время первый зампостпреда России при ООН Дмитрий Полянский заявил, что боевики «Азова», заблокированные на «Азовстали», сдались в плен без условий.
Сдача «Азова» в Мариуполе
Командир батальона ДНР «Восток» Александр Ходаковский отметил, что никакого организованного выхода у военных Украины нет.
Всего в катакомбах «Азовстали» к моменту выхода первой большой группы находилось более 2000 человек. Несколько групп сдавшихся боевиков вывезли в Еленовку — пригород Донецка, где 17 мая начались следственные действия с украинскими боевиками. Донецкие следователи проводят первые допросы азовцев.
По мнению военного эксперта Константина Сивкова, есть ряд направлений, по которым, скорее всего, будут развиваться следственные действия, но один из самых важных вопросов — зверства нацбатальонов в первые дни приготовлений к обороне города.
Сивков добавил, что многое, конечно, не станет открытием для следователей, поскольку о некоторых действиях уже достаточно данных. Однако именно допросы помогут задокументировать все преступления официально и сделать весь процесс достоянием истории, как архивы Нюрнбергского процесса. Помимо этого, у азовцев, конечно, есть свои военные секреты — и эти ниточки тянутся далеко на Запад.
Секретные материалы полевых командиров
У каждого командира «Азова», вплоть до командира роты или батальона, перед штурмом имелись при себе секретные конверты. Собеседники Лайфа из числа военных отмечают, что с высокой долей вероятности там были детально расписаны тактические планы и содержались другие важные данные. Если «Азовсталь» была «городом в городе», то окопавшиеся там военные представляли собой настоящий гарнизон. В подземельях комбината был оборудован штаб «Азова», и, если его не уничтожили, можно быть уверенным — именно там много ценной как для следствия, так и для военных информации.
Военный эксперт Алексей Леонков считает, что самое интересное впереди, а сейчас можно только догадываться, что расскажут боевики и секретные документы.
Эксперт отметил также, что фигуранты будущих уголовных дел почти наверняка будут «юлить» и всячески отстраняться от событий. В ходе первичного допроса будет составлено представление о степени правдивости полученных сведений. За первичным допросом последует полный. Учитывая, что фигурантов много, это поможет создать подробную картину деятельности «Азова» как в Мариуполе, так и на территории Донбасса в целом.
Крайне важны для прояснения дела показания командира «Азова» Дениса Прокопенко с позывным Редис, а также замкомандира националистического полка капитана Святослава Паламара, прославившегося в последние недели осады «Азовстали» своими «видео из подземелья» на фоне белой стены.
Интересно также, что расскажет следователям заместитель комбрига Владимира Баранюка — майор Сергей Волынский с позывным Волына. О том, как ВСУ в Мариуполе фактически слились с «Азовом», о том, как распределялись в мариупольском гарнизоне зоны ответственности.
Как свидетельствует исторический опыт, бандеровцы старой школы — те, с кем РККА воевала в годы ВОВ и выкуривала их с территории СССР в послевоенные годы вплоть до 50-х, зачастую были одиозными командирами, но «раскалывались» на допросах быстрее, чем рядовые бойцы. В надежде спасти шкуру они выдавали самые секретные данные и сдавали подельников. Психотип полевого командира, который во всеуслышание говорит, что готов умереть за свои идеалы, требует зрителя. Видеоблоги, которые регулярно записывали Прокопенко, Волына, Паламар и их соратники, как раз свидетельствуют об этом. Но в условиях комнаты для допросов мотивы у храброго вояки могут оказаться совсем другие — выпутаться бы из ада, который сам себе создал.
Военный психолог Анатолий Игнатьев отметил, что, как только азовцы попадут в руки следователей и на их руках защёлкнутся наручники, психика начнёт рушиться.
Иностранные наёмники на Украине
Среди «мариупольских сидельцев», как их называют в некоторых источниках, есть и зарубежные наёмники, вероятно, внешне неотличимые от украинских боевиков. Среди них, в свою очередь, есть крупные офицеры. Ближайшая задача, которая будет решаться в ходе первичного допроса, — выявить их и вывести на чистую воду. На поверхность может всплыть то, что поставит руководство НАТО в крайне неудобное положение.
Военный эксперт, доктор военных наук Константин Сивков отметил, что боевики, скорее всего, раскроют факты, от которых коллективный Запад всегда старался откреститься.
После Мариуполя: карта спецоперации на Украине
Следственные действия, помимо раскрытия информации о военных преступлениях «Азова», полученной из первых рук, а также военных тайн, могут помочь и в дальнейшем проведении спецоперации.
Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор военных наук Константин Сивков уверен, что данные, полученные от пленённых боевиков «Азова», позволят лучше понять логику украинских военных, засевших в других частях Донбасса.
Возможно, азовцы ещё надеются на обмен, но вот только им не рады в Киеве, где их считают трусами и предателями. ВСУ в этот же день начали обстрел Еленовки — РСЗО «Град» бьют по району, где находится СИЗО с заключёнными боевиками.