«От этих ракет не уйти»: почему флот США не сможет взять Россию с моря
Истребитель без пилота
Первый советский мобильный береговой ракетный комплекс «Сопка» приняли на вооружение в 1958-м. Главным его элементом стала крылатая ракета С-2 — модификация авиационной противокорабельной ракеты КС-1 «Комета». Боеприпас, внешне напоминающий уменьшенный истребитель МиГ-17, представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной 8,5 метра с воздухозаборником, стреловидным крылом и хвостовым оперением. В носовой части располагалась радиолокационная головка самонаведения. Ракета массой 3,5 тонны разгонялась до полутора тысяч километров в час и доставала надводные цели на дистанциях до ста километров.
Самолет-снаряд базировался на мобильной пусковой установке — колесном шасси, буксируемом тягачом. На платформе размещались две направляющие для разгона ракеты. Пусковая установка в боевом положении поднималась на десять градусов, по горизонтали направляющие двигались в пределах 170 градусов.
В боевом режиме «Сопка» работала с несколькими радиолокационными станциями. Первая — «Мыс» — вела круговой обзор и искала цели в секторе на расстоянии двухсот километров. После определения координат объекта данные передавались станции слежения «Бурун». Когда ракета стартовала, цель подсвечивалась отдельной радиолокационной станцией, сопровождавшей боеприпас до конца полета.
Подготовка к пуску тоже была довольно трудоемкой: расчету требовалось сначала перегрузить ракету с транспортного полуприцепа, затем с помощью лебедки перенести на пусковую установку, состыковать с направляющими, подключить кабели питания и подвесить стартовый двигатель. На всю процедуру уходило более получаса.
Тем не менее комплекс доказал свою эффективность. Он стоял на вооружении всех флотов вплоть до 1980-х. Сначала «Сопку» получили Северный и Тихоокеанский флоты, где были сформированы первые береговые ракетные полки. Комплекс стал основой береговой обороны ВМФ и поставлялся многим союзникам СССР. Например, несколько дивизионов «Сопки» в 1962-м передали на Кубу в рамках операции «Анадырь» накануне Карибского кризиса.
На дальних подступах
В конце 1970-х ВМФ получил на вооружение береговой ракетный комплекс нового поколения «Рубеж». В основе — противокорабельная крылатая ракета П-15М, созданная на базе ракеты для надводных катеров и кораблей. Дальность стрельбы — 80 километров.
Ракеты «Рубежа» оснащались двумя типами головок самонаведения — активной радиолокационной и инфракрасной. Комплекс сделали полностью автономным. Радиолокационная станция «Гарпун» определяла координаты надводных кораблей противника и выдавала целеуказание на дистанции 120 километров. В 1980-х комплекс прошел модернизацию и до последнего времени стоял на вооружении береговых войск ВМФ России.
В реальных боевых действиях «Рубеж» не применялся, однако ракеты П-15 участвовали в вооруженных конфликтах по всему миру. Например, во время арабо-израильских войн египетские катера потопили ими израильский эсминец «Эйлат». Это был первый боевой успех противокорабельных ракет в истории.
Еще одна разработка советских конструкторов — береговой оперативно-тактический комплекс «Редут». Он стрелял гораздо дальше — до 270 километров. Противокорабельная ракета П-35Б длиной десять метров и стартовой массой почти пять с половиной тонн развивала скорость более полутора тысяч километров в час. Обычная боевая часть для одиночных целей, ядерная — для уничтожения флотских соединений.
Мощность заряда наглядно продемонстрировали испытания. Мишенью послужил лидер эскадренных миноносцев «Киев» водоизмещением 2,5 тысячи тонн. П-35 с инертной боеголовкой вспорола палубу на 50 метров в длину, а ее двигатель прошел через весь корпус и пробил днище.
Позже «Редуты» получили усовершенствованную ракету с улучшенной системой наведения и стартовым двигателем. Модернизированная ракета эффективнее справлялась с помехами и точнее поражала цель. Хотя «Редуты» далеко не современные комплексы — в эксплуатации уже более пятидесяти лет и до сих пор не сняты с вооружения.
Новое поколение
С конца десятых годов на смену «Рубежам» в войска поступают новейшие ракетные комплексы «Бал». В пусковой установке — восемь компактных дозвуковых крылатых ракет Х-35 массой 660 килограммов каждая. Вся система состоит из нескольких командных пунктов, четырех пусковых установок и транспортных машин.
«Бал» может бить как одиночными, так и залпами на 120 километров. При залпе 32 ракеты уходят в небо с интервалами не более трех секунд. На перезарядку и подготовку комплекса к повторной стрельбе требуется полчаса.
Расчеты «Балов» сегодня контролируют территориальные воды, защищают военно-морские базы и инфраструктуру побережья на десантно-опасных направлениях. Приборы ночного видения, системы навигации и аппаратура топографической привязки позволяют быстро перемещать комплекс в любые районы боевых действий — без дозаправки «Бал» проходит 800 километров.
У другого современного комплекса береговых войск, «Бастиона,» — более крупная сверхзвуковая самонаводящаяся крылатая ракета «Оникс». В полете ракеты непрерывно обмениваются информацией, автоматически распределяя цели между собой, а при залпе атакуют плотным строем. Благодаря сложнейшим системам селекции ложных целей их практически невозможно сбить с курса. Каждая пусковая установка вооружена двумя ракетами. «Бастион» может работать по надводным целям на расстоянии более трехсот километров от берега.
Россия разместила береговые комплексы «Бал» и «Бастион » на нескольких стратегических направлениях. В частности, прикрыли острова Итуруп и Кунашир на Дальнем Востоке. «Балы» и «Бастионы» защищают побережье Крыма, стоят на вооружении Балтийского и Северного флотов.
В ноябре 2016-го «Бастион» ударил по объектам боевиков в Сирии, что стало первым в истории боевым применением берегового комплекса по наземным целям. <!—
—>