Google+ Твиттер Фейсбук Одноклассники Вконтакте БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Военная аналитика, новости, мнения о проблемах военной безопасности России.

0

«Оникс» показал, кто в Арктике хозяин

Россия продемонстрировала ракетными запусками на Чукотке, кто в Арктике хозяин, и сумеет ли кто-либо просочиться на Севморпуть (СМП) без разрешения русских.

Английское издание Daily Express всё верно поняло, назвав недавний испытательный пуск противокорабельных ракет «Оникс» на Чукотке «драматическим моментом».

Больше всего родственные американцам души англосаксов задело то, что ракетные испытания прошли «вблизи берегов США». Это, конечно, весьма относительное понятие — Чукотка большая, но, в общем, панические нотки в тексте понятны: двигатель ракеты П-800 «Оникс» позволяет развить скорость в 2 Маха и покрыть расстояние в 373 мили, уточнило издание, в то время как от русского берега Чукотки до американской Аляски всего километров 70. При этом — тут же сообщение русского министерства обороны: «в установленное время она (ракета) успешно поразила судно-мишень на дистанции более 200 километров».

Кто готов быть мишенью?

Отметим: поразили судно-мишень. Оно вроде бы и логично: ракеты «Оникс» входят в состав мобильного противокорабельного комплекса береговой обороны «Бастион». По кому ещё пуляться, как не по кораблям? Однако длинный чувствительной нос «англичанки» тут явно почувствовал некий ещё волнующий запах, кроме запаха отработанного ракетного топлива и взрывчатого вещества, разнёсшего в щепки корабль-мишень. Не просто же так газетка бросается эпитетами «драматический момент» и «ужасающее видео». Казалось бы, где Чукотка и где Англия? Что ей Чукотка, что она Чукотке — а она рыдает…

А также связывают почему-то кадры с запуском, любезно продемонстрированные министерством обороны со словами Сергея Шойгу:

«Наши коллеги любят обвинять Россию в том, что она ведёт гибридные войны или что-то в этом роде. На самом деле единственный, кто этим занимается, это и есть Запад. Они разрушили Афганистан, теперь раскачивают ситуацию в Венесуэле.»

Что ощущает чувствительный британский нос?

Смотрим сообщение с Фрунзенской набережной.

«Минобороны России провело испытания противокорабельной крылатой ракеты «Оникс» в ходе учений на Чукотке. Ракету запустили с территории Чукотки для поражения надводной цели, которая находилась на расстоянии более 200 километров», — объявили военные.

По надводной, отметим. Всё то же судно-мишень.

И главное: «Для выполнения задачи всё необходимое оборудование и военных доставили к месту учений на судне Тихоокеанского флота. Безопасность обеспечивали корабли и самолёты военно-морской авиации».

Таким образом, перед нами даром что учения — настоящая логистическо-боевая операция. Задействовали флот (большой десантный корабль плюс девять боевых кораблей и судов обеспечения), задействовали авиацию, выгрузили тягач с ракетами, совершили марш в несколько километров, стали на позицию, стрельнули по цели в море.

Между прочим, по нормативам время развёртывания комплекса «Бастион» из походного в боевое положение не должно превышать пяти минут.

Кому это всё было показано?

Кто хотел зайти на СМП?

Тут напрашивается только одно воспоминание. Представители разных военных кругов США несколько раз сулили миру совершить проход своим кораблём по Северному морскому пути, не испрашивая на то разрешения у русских. Ибо, по мнению американцев, Россия не права в том, что применяет здесь разрешительную практику для прохода судов, в то время как СМП — международный транспортный путь. Как черноморские или балтийские проливы. И потому здесь должно действовать не национальное российское законодательство, а международное. И чтобы показать русским их место, и будет направлен американский военный корабль, который пройдёт по СМП без всякого разрешения и даже досмотра. Ибо военный корабль не остановишь, не задержишь и не досмотришь, как гражданское судно.

«Да? — неприятно удивились русские. — Прямо вот так и пойдёте?»

Надо признать, что проблема есть. Многие высказывают сомнения в праве России контролировать СМП. Международное российское законодательство действительно предполагает некий «общественный» статус для важных морских путей, которыми пользуются корабли разных стран. Это различные узости, проливы, каналы, которые территориально располагаются в пределах территориальных вод того или иного государства, но по которым не может не проходить международный трафик. И потому в Конвенции ООН по морскому судоходству обозначено так называемое право свободного мирного прохода, в том числе через строго территориальные воды. А потому при уважении к коммерческим правам государства каким-либо образом препятствовать этому самому трафику оно не должно.

Конечно, эти международные права оговариваются всякого рода условиями и уточнениями, но вообще нормы международного права прямо не закрепляют воды СМП за Россией. А потому она, согласно букве, не имеет законных оснований осуществлять контроль всей этой транспортной магистрали. И, следовательно, к международному праву свободного прохода американцы прибегнуть могут.

А России это надо, такой прецедент?

«Ониксы» как турникет на входе в СМП

Вот теперь дополнительный свет лёг на всю картину с «ужасающими» пусками ракет «Оникс» на Чукотке. Ведь Чукотка — это что? Да, Чукотка — это вход на Севморпуть. И если западный «вестибюль» СМП надёжно контролируется всем Северным флотом, то восточный защищён в общем и целом слабо. Нет тут военно-морских баз у России!

А значит, американцы могут в теории действительно пустить свои корабли по Севморпути. До какого там пункта они дойдут в условиях рискованной навигации — вопрос второй. А вот воспретить им проход мы здесь не можем.

Вернее, не могли. Американцы молчат, да, но верных их подголосков англичан испугало именно то, что отныне Россия отработала реальные действия по реальному запрету для кого бы то ни было заходить на Севморпуть без её разрешения. Потому что одно дело — звонить в прессе о своём праве ходить через чужие территориальные воды, всего лишь объявив их международными. И другое — бороться за это право силой, видя на своих мониторах работу русских локаторов в боевом режиме, и с ужасом ждать, когда тревожные сигналы зазвонят о том, что по твоему кораблю заработали головки самонаведения ракет «Оникс».

А ракеты «Оникс» при современном состоянии американского вооружения для кораблей США близки именно к смертельной опасности.

П-800 — российская сверхзвуковая универсальная противокорабельная ракета, предназначенная для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Четверть тонны боезаряда с гарантией проламывают борт любого современного американского корабля. Недавно прошли бросковые испытания модернизированной версии этого оружия — «Оникс-М», у которого дальность действия увеличена до 800 км. Таким образом, ракеты начинают свой смертельный для цели полёт вне радиуса любых сегодняшних средств не только противоракетной защиты американских кораблей, но и даже вне большинства средств разведки противника.

Неслучайно в прессе промелькнуло сообщение, что помощник начальника штаба Военно-воздушных сил Великобритании (опять Великобритании!) Джулиан Болл «включил комплекс «Бастион» в число наиболее опасных видов российского оружия».

В общем, Северный морской путь оборудуется действенными турникетами. <!—

0 0

Рейтинг: 0

—>

Redactor • 1 октября, 2019


Предыдущая запись

Следующая запись

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Одноклассниках Опубликовать в Livejournal Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Google+

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована *