Взрыв братской любви
Украинские спецслужбы готовят в России теракты и диверсии?
Похоже, Киев встал на путь государственного терроризма: на днях депутат Верховной рады Андрей Левус, до прихода в парламент занимавший пост замглавы Службы безопасности Украины, признал, что украинские секретные службы готовят террористические акты на российской территории. Взрывать Россию будут не только профессиональные разведчики и диверсанты, но и «любители» – активисты националистических и радикальных организаций. В этом году СБУ истратила на подготовку диверсионных групп порядка 50 млн долларов – это не так уж и много, но и не мало, учитывая, что северокавказские экстремисты обходятся значительно меньшими суммами. Ждать ли нам новой волны терроризма или украинские официальные лица на самом деле просто блефуют?
Увы, вероятно, всё же нет. Помимо Левуса о готовящихся на территории нашей страны терактах заявляли и бывший министр обороны Анатолий Гриценко (в июне-июле он, в частности, сообщил о готовящемся покушении на Путина, а также о том, что террористические группы уже обосновались в России и ждут приказа), и депутат Рады Дмитрий Ярош. Ещё в апреле оперативники ФСБ задержали 25 украинских граждан, планировавших теракты в семи регионах России и, по некоторой информации, аналогичных задержаний с июня по ноябрь якобы было ещё не меньше десятка. Наконец, на днях Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении главы СБУ Валентина Наливайченко. Ему инкриминируют похищения людей и пытки, но есть все основания полагать, что в уголовном деле могут появиться и обвинения в подготовке диверсантов. Как сообщил официальный представитель СК Владимир Маркин, «преступления, совершённые Наливайченко, прописаны во всех уголовных кодексах цивилизованных стран и осуждаются нормами международного права. Это похищения людей, применение запрещённых средств и методов ведения войны, истязания, угрозы и клевета, за которые предусмотрено наказание вплоть до 20 лет лишения свободы». Ну и в качестве вишенки на макушку торта: не так давно из тюрьмы выпустили Адама Осмаева – крымско-татарского террориста, осуждённого за подготовку покушения на президента России. Есть мнение, что за Осмаева, хлопотал сам Наливайченко. Неужели решил дать экстремисту ещё один шанс?
Мишенью террориста мог стать Владимир Путин
Может, и так, судите сами: 17 декабря ФСБ сообщило о задержании уроженца Чечни Хасана Закаева. Закаев – один из предполагаемых организаторов теракта на Дубровке. Взяли экстремиста на границе Украины и Крыма. Известно, что пробирался Закаев в Севастополь, где его подопечные вроде как готовили крупный теракт, приуроченный к Новому году. Причём вот что интересно: ходят слухи, что в этом году новогоднее обращение президент Путин намеревался записать именно в Севастополе. Сопоставили? Если это правда, то попытка Закаева проникнуть в Крым предстаёт уже совсем в ином свете. Да и освобождение Осмаева вполне ложится в канву этой версии.
Месяц назад Приморский суд Одессы освободил обвинённого в организации покушения на Владимира Путина крымско-татарского террориста Адама Осмаева, признав его тем не менее виновным в незаконном обращении со взрывчатыми веществами, неосторожном уничтожении чужого имущества и подлоге документов. Присуждённые ему за это 2 года и 9 месяцев Осмаев уже отсидел в одесском СИЗО, так что его освободили прямо в зале суда. Подельника Осмаева гражданина Казахстана Илью Пьянзина украинские власти передали России – в сентябре прошлого года Мосгорсуд приговорил его к 10 годам лишения свободы. А выдача Осмаева российским правоохранительным органам была приостановлена по решению Европейского суда по правам человека до рассмотрения дела украинским судом. И гражданин Украины Осмаев остался на родине. В марте этого года супруга Осмаева Амина Окуева потребовала у новых украинских властей реабилитации мужа. И в октябре прокуратура исключила две статьи, связанные с терроризмом, из обвинительного заключения.
Два слова о том, кто такая Амина Окуева. Сегодня она занимает должность уполномоченного по связям с общественностью «миротворческого батальона имени Джохара Дудаева» – одного из карательных соединений, воюющих с ополчением Донбасса. Соединением руководит «бригадный генерал» Иса Мунаев – этнический чеченец, зарегистрировавший в Копенгагене общественную организацию «Свободный Кавказ», занимавшуюся обустройством за границей чеченских террористов. Спонсирует деятельность «батальона Дудаева» днепропетровский губернатор и олигарх Игорь Коломойский. Передачей средств ведают двое: от Коломойского – его заместитель Борис Филатов (автор мема «а убивать будем потом»), а от Мунаева – Амина Окуева. Вот так всё переплетается нынче на Украине – и не понять, где кончается власть и начинается террор.
Спецслужбы Украины обещают взорвать Россию, не оставив следов
От активистки «восьмой сотни майдана» Окуевой и её супруга Осмаева перейдём к депутату Верховной рады Андрею Левусу, который, в общем-то, и анонсировал план украинских спецслужб по проведению терактов в России. Корреспондент украинского еженедельника «Тыждень» намеренно переспросил Левуса, действительно ли он ведёт речь о диверсиях в России или подразумевается уплывающий от Украины Донбасс? На что Левус дал прямой ответ: «Донбасс – это само собой. Я говорю о других землях, которые тоже в зоне наших геополитических интересов. О территории Российской Федерации». При этом, как отметил Левус, «СБУ обещает не оставлять следов: мы не будем выпускать пресс-релизы и оставлять визитки Яроша».
Таким образом, не сложно понять, что за возможным террором в России может стоять официальная структура соседнего государства – Служба безопасности Украины. «Лично у меня нет никаких сомнений в неизбежности терактов, – уверяет эксперт по Украине, политолог Лев Вершинин. – То, что озвучил Левус, не бахвальство и даже не планы на будущее, это реальность. Задержание летом троицы, планировавшей похищение активиста Новороссии Дмитрия Дзыговбродского, раскрутило в итоге очень гадкий клубок». В котором ведущую роль играла именно СБУ – государственная структура. Что же, выходит, на Украине буйным цветом цветёт государственный терроризм?
Видимо, так. На днях министерство обороны Донецкой народной республики сообщило о том, что в Курахове (этот город районного значения контролирует Киев) создана база, на которой готовятся террористы, в том числе и для заброски в Россию. Примечательно, что среди инструкторов немало иностранцев (достоверно известно о восьми гражданах Польши). Финансирование базы, похоже, ведётся по каналам СБУ. Цепочка скорее всего такова: госструктура – СБУ – нанимает иностранных специалистов, готовящих диверсантов для заброски в Россию, и платит им деньги. Похоже на терроризм? Безусловно! И причастность государства к нему налицо. Только 3 декабря на территорию базы в Курахове, где проходят подготовку диверсанты, завезли 500 «курсантов» (а есть данные о том, что этот «заезд» был не первым). На обучение отводится примерно полтора месяца. Представляете себе масштаб проблемы, с которой придётся столкнуться российским силовикам уже в самое ближайшее время? А таких баз, как в Курахове, не одна и не две.
Киев готовит террористов из этнических русских и граждан РФ
Но куёт террористические кадры не одна только СБУ – не отстаёт от разведки и МВД Украины. В конце ноября в министерстве появилось новое спецподразделение для тайных операций за границей под названием «Тень», об этом объявил советник главы МВД Антон Геращенко. Пока в подразделении служат 30 человек, но вскоре их станет вдесятеро больше – личный состав «Тени» пополнят бойцы батальона национальной гвардии «Азов». «Примечательно, что кузницей кадров для создаваемой в рамках МВД террористической структуры станет именно «первое национал-социалистское подразделение» нацгвардии, – отметил военный эксперт, аналитик Центра политической свободы Борис Джерелиевский. – Готовить террористов будут во Львовской области те же инструкторы, которые ранее обучали крымско-татарских ваххабитов. Следует особенно отметить тот факт, что к осуществлению диверсий руководство МВД Украины намерено привлекать этнических русских, в том числе и граждан Российской Федерации, служащих в батальоне «Азов». Известно, что будущие боевики «Тени» вовсю штудируют опыт управления спецопераций НКВД и на сегодняшний день у них якобы различаются две специализации. Первая – похищение людей и их доставка из-за границы. Вторая – разведывательно-диверсионная деятельность на территории других государств.
Таким образом, на сегодняшний день выходит так, что две силовые структуры украинского государства занимаются подготовкой террористов для их использования за рубежом. «Выводы очевидны, – резюмирует политолог Лев Вершинин. – на мой взгляд, на Украине идёт открытая подготовка к развёртыванию террористической войны против России на её территории, и закрывать глаза на этот факт безответственно. Государство, допускающее существование на своей территории террористических организаций, является государством, поддерживающим террор, – но не с точки зрения Запада, в понимании которого терроризм, направленный против России, терроризмом не является».
Мнения
Сергей Гончаров, президент ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа»:
– На сегодняшний момент на Украине существует только одно подразделение, способное успешно решать «внешние» задачи, – это подразделение «Альфа» ЦСО СБУ. Мы создавали его ещё в советские времена и знаем, какой у подразделения потенциал. Но если говорить о классных специалистах, то таких офицеров сегодня на Украине можно по пальцам пересчитать. Можно ли обучить людей для такой деликатной работы? Можно, но это вопрос не одного года. И вообще, в Киеве сильно заблуждаются, если считают, что наши спецслужбы пропустят момент и не пресекут подготовку диверсионных операций на территории России.
Александр Михайлов, член Совета по внешней и оборонной политике, бывший глава центра общественных связей ФСБ, генерал-майор запаса:
– На территории России сегодня находится немало граждан Украины. Значительная их часть прибыла в качестве беженцев, и у нас просто не было времени для проведения в отношении этих людей какой-то жёсткой фильтрации по выявлению лиц, причастных к совершению и подготовке террористических актов, да и вообще преступлений как таковых. Мы эту работу проводили постольку-поскольку, потому что шёл слишком большой вал. Таким образом, теоретически база для осуществления диверсионных атак имеется, но для того, чтобы их осуществить, нужны не только люди, но и деньги, и соответствующие базы на территории России. Необходимы оружие, техника, снаряжение, взрывчатка. Всё это требует больших затрат. Насколько украинские спецслужбы располагают такими средствами, я сказать затрудняюсь. Но, безусловно, я отдаю себе отчёт, что среди всей этой воспалённой массы так называемых патриотов есть люди, готовые на подобные действия.
Виктор Мясников, военный эксперт, ветеран спецназа:
– Очевидно, что Киев хочет создать группу, которая занималась бы убийствами бывших чиновников Украины, а может, и президента Януковича и членов его семьи. Кто может войти в состав такой группы? Думаю, найти таких людей на Украине, служивших в разведке или в службе охраны высших лиц государства, не проблема. Всё упирается в практическое решение: если государство даёт добро на действия террористического характера на чужой территории, оно тем самым рискует развязать полномасштабную войну. То, что хотят создать в Киеве, можно охарактеризовать как диверсионно-террористические подразделения, создаваемые по лекалам израильского Моссада. Но сегодня не 70-е годы, и давать отмашку на незаконные действия на территории других государств в современных условиях – это правительству надо быть совсем без мозгов.
Николай Димлевич, советник по безопасности и информационному противодействию Российского фонда развития высоких технологий:
– Убеждён, что Следственный комитет и ФСБ не оставят без внимания информацию о подготовке террористов на Украине. Публичные призывы к осуществлению диверсий на территории России – это уголовное преступление. Те, кто себе это позволяет, будут объявлены в розыск и предстанут перед правосудием рано или поздно. Учитывая, что депутаты Верховной рады часто ретранслируют то, что не могут озвучить официальные лица из правительства Украины, нам необходимо не просто серьёзно относиться к такого рода заявлениям, но и предпринимать комплекс мер, чтобы эти угрозы остались нереализованными. Работа в этом направлении ведётся на очень высоком профессиональном уровне, при координации действий органов ФСБ, внутренних дел, миграционной службы и таможни, то есть всех государственных структур, которые имеют право в рамках закона заниматься оперативно-разыскной деятельностью.