Боевые биороботы. Зачем Пентагон хочет накормить своих солдат анаболиками
«Боевой» гормон
Официальное название нового проекта — Optimizing Performance for Soldiers: Androgen Therapy for Biomedical Performance Enhancement («Оптимизация эффективности военнослужащих: андрогенная терапия для биомедицинского повышения боеспособности»). Заказчик предлагает заинтересованным сторонам провести клинические исследования влияния инъекций тестостерона на телосложение, мышечную массу, баланс протеинов и мыслительные способности человека в условиях высоких физических нагрузок и постоянного стресса. Цель — понять, поможет ли искусственное повышение уровня мужского гормона в организме солдата сохранить силы и ясность мысли в длительной боевой командировке.
К эксперименту намерены привлечь до 128 добровольцев. Их на месяц поместят под постоянное наблюдение врачей. Испытуемым будут делать регулярные инъекции тестостерона. Рацион питания — армейские сухпайки, точно такие же и точно в таких же объемах, что и у военнослужащих в зоне боевых действий. Впереди также «голодные дни» с резким урезанием порций — имитация перебоев с продовольствием на передовой.
На протяжении всего эксперимента добровольцев ждут серьезные физические нагрузки: неоднократное прохождение стандартного армейского теста на физподготовку (отжимания, «ситапы» — подъем туловища из положения лежа на спине, трехкилометровый кросс), прыжки на месте, становая тяга штанги, длительный бег на тренажере и другие упражнения на силу и выносливость. Уровень нагрузок будет постепенно повышаться до предельных, на грани истощения физических и умственных сил. Главная задача врачей на этом этапе — отслеживать изменения в организме волонтеров посредством заборов крови, мышечной биопсии, психологических тестов и прочих анализов. А для того чтобы понять разницу между обычными солдатами и «модифицированными», части добровольцев выдадут плацебо.
По словам авторов эксперимента, уровень тестостерона в организме знаменитых рейнджеров армии США на пиковых нагрузках во время длительных тренировок способен понижаться чуть ли не до нулевого, а количество калорий, сжигаемых в день, превышает шесть тысяч. Предполагается, что инъекции стероидов помогут предотвратить процессы катаболизма (сжигания мышечной массы), снизить усталость и повысить общий тонус организма.
Инъекционный тестостерон, впрочем, далеко не безвреден. Передозировка может привести к повышенной агрессивности, гинекомастии, гормональным сдвигам, а также неприятным кожным заболеваниям, которые в условиях фронтовой антисанитарии способны надолго вывести бойца из строя. Инициаторы эксперимента, впрочем, еще в 2016 году утверждали, что результаты исследований влияния тестостерона на боевые возможности военнослужащих не будут использоваться для массового производства «суперсолдат». Как рассказал тогда изданию Military Times физиолог Научно-исследовательского института экологической медицины армии США (Army Research Institute of Environmental Medicine) Стефан Пасиакос, инъекции будут получать только военнослужащие, находящиеся в экстремальных условиях.
Этот эксперимент — не единственный проект Пентагона по биомедицинскому усовершенствованию военных. В частности, в ВВС США исследуют влияние лютеина на пилотов, подвергающихся большим перегрузкам. Этот пигмент, содержащийся во многих водорослях и микроорганизмах, играет важную роль в физиологии зрения. Он обеспечивает большую четкость и способность различать мелочи и детали, а также защищает глаза от наиболее агрессивной части видимого спектра. Кроме того, Пентагон изучает влияние жирных кислот омега-3 на стрессоустойчивость военнослужащих.
Игра с огнем
К слову, в некоторых странах уже пытались повысить боеспособность солдат с помощью медикаментозной терапии. Зачастую — с существенным вредом для здоровья. В годы Второй мировой войны США и Великобритания снабжали военнослужащих регулярными дозами амфетамина в таблетках, в то время как Германия и Япония использовали метамфетамин. Эти психостимуляторы позволяли бойцам длительное время бодрствовать, сохранять концентрацию внимания, снижали чувствительность к боли. О побочных эффектах и долговременном влиянии малоизученных препаратов на здоровье в то время никто не думал.
Употребление этих веществ вкупе с сильнейшим фронтовым стрессом неоднократно приводило к амфетаминовым психозам, нервным срывам, серьезнейшим заболеваниям сердечно-сосудистой системы. А программ лечения и реабилитации наркоманов, подобных нынешним, в те времена просто не было. С полей Второй мировой домой вернулись десятки, если не сотни наркозависимых. В итоге в 1970 году власти США внесли амфетамин и метамфетамин в перечень контролируемых веществ, а в 1971 году ООН приняла Конвенцию о психотропных веществах, регулирующую оборот в том числе и этих препаратов.
Сегодня в открытых источниках нет объективных данных о массовом использовании психостимуляторов в военных целях. В начале 2010-х ряд государств, в частности Индия, Великобритания и США, занимались исследованиями ноотропа модафинила, применяемого в медицине для лечения сонливости, связанной с нарколепсией. Впрочем, и это вещество тащит за собой воз серьезных побочных эффектов. Стоит помнить, что абсолютно любой допинг вызывает значительное истощение ресурсов организма. И что военным после завершения боевых действий и увольнения в запас еще предстоит адаптироваться к мирной жизни. <!—
—>