Трампу запретили встречаться с Путиным
Как рассказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, конкретной повестки у переговоров не будет, но лидеры смогут обсудить горячие темы мировой политики. Предполагалось, что среди них могут быть Сирия, Северная Корея и Украина. 9 ноября представитель Госдепа Хизер Нойерт предположила, что Владимир Путин и Дональд Трамп могли бы обсудить создание новых зон деэскалации в Сирии.
Однако утром 10 ноября пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс сообщила, что встречи не будет, причем сделала это уже после того, как самолет российского лидера приземлился. По словам Сандерс, у президентов не получилось состыковать графики. Хотя какие-то контакты политиков все же вероятны.
«Они будут находиться в одном и том же месте. Возможно ли, что они столкнутся друг с другом и скажут „Здрасьте“? Конечно, возможно и даже вероятно. Но с точки зрения запланированной, формальной встречи, ее в графике нет, и мы не ожидаем, что такая состоится», — заявила Сандерс CNN.
Российская сторона после этого не стала сразу отметать вероятность встречи. Дмитрий Песков заявил, что согласование все еще продолжается, и хотя «ясности нет», встреча в кулуарах, так или иначе, должна состояться.
«Противоречивые заявления поступают. Мы пока не совсем понимаем. Но терпеливо продолжаем работать с тем, чтобы выйти на какое-то понимание. Оба президента в городе. Так или иначе пересекутся», — отметил Песков в более позднем комментарии.
Затем это подтвердил и помощник президента Юрий Ушаков, заявив, что лидеры будут находиться в одном пространстве и возможно встреча «на ногах». Но и он отметил противоречивые сигналы американских коллег.
Глава российского МИД Сергей Лавров довольно резко отреагировал на поведение американской стороны. «Мы слышали заявление Трампа, что он хочет встретиться с Путиным… Что на это говорят остальные его „чинуши“, я не знаю, спрашивайте у них», — заявил он в эфире канала «Россия-24».
Метания администрации США из стороны в сторону отчасти можно понять. Последний раз встреча Дональда Трампа и Владимира Путина состоялась на полях саммита «Большой двадцатки» в Гамбурге в июле 2017. Тогда официальные переговоры продлились более двух часов. Однако затем СМИ выяснили, что политики встречались в рамках саммита еще раз на ужине, неофициально, что вызвало очередной скандал и волну обвинений в адрес Трампа.
Журналисты попытались выяснить, когда же может состояться встреча российского и американского президентов. В расписании саммита у обоих лидеров будет несколько «окон», в которые они могли бы переговорить. Однако одно из них Трамп уже упустил — он не приехал на встречу лидеров стран АТЭС с членами Делового консультативного совета, где мог встретиться с Владимиром Путиным, направив вместе себя торгового представителя США.
Саммит АТЭС продлится два дня и завершится в субботу. Владимир Путин планирует провести встречи с председателем Китая Си Цзиньпином, премьер-министром Японии Синдзо Абэ, президентом Филиппин Родриго Дутерте (с ним российский лидер уже встретился), президентом Вьетнама Чан Дай Куангом. Теоретически время для переговоров с Трампом еще остается, но нужны ли они вообще, если американский президент, судя по всему, не может решить даже такой простой вопрос?
Руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США при Институте США и Канады, кандидат исторических наук Сергей Самуйлов считает, что встреча между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом еще может состояться, но то, как ведет себя американский президент, очень показательно.
— В очередной раз возможные позитивные внешнеполитические шаги приносятся в жертву жесткой внутриполитической борьбе, которая идет в Вашингтоне. Там проходят расследования, специальный прокурор Роберт Мюллер сорвался с цепи и ищет любой компромат против Трампа, его родственников, включая зятя, и коллег.
В этих обстоятельствах, думаю, советники американского президента решили официальную встречу отменить. Его ведь обвиняют в сговоре с Кремлем во время избирательной кампании 2016 года. Хотя никаких доказательств нет и не будет найдено, страсти бушуют нешуточные, и из-за них команда Трампа решила не объявлять об официальной встрече. Возможно, какие-то переговоры состоятся, но они заявят, что все произошло мимоходом, президенты встретились в коридоре и перекинулись парой слов.
«СП»: — Для чего тогда Трамп вообще заговорил об этой встрече, его ведь, выражаясь по простому, никто за язык не тянул?
— Трампу сейчас нужно утихомирить Северную Корею. В конце весны-начале лета он сделал ставку на Пекин. Даже отвел ему сто дней, чтобы он надавил на Пхеньян, и корейцы прекратили запуски баллистических ракет. Но китайцам не удалось этого добиться.
После этого Трамп посчитал, что пора решить вопрос силовым путем, но, думаю, министр обороны и другие высокопоставленные генералы его от этого отговорили, убедили, что нужно еще попытаться уладить все с помощью переговоров.
Поэтому сейчас Трампу важно договориться с Путиным, чтобы тот повлиял на Пхеньян. А может быть, даже решить эту проблему коллективными усилиями. Поскольку у нас сейчас хорошие отношения с китайцами, Москва и Вашингтон могут совместно надавить на руководство Северной Кореи, чтобы они хотя бы приостановили запуски ракет и ядерные испытания. Это основная тема, которая поднималась бы на встрече с Владимиром Путиным. В этом и личный интерес Трампа, и интерес США в целом.
Но эти маневры вокруг встречи, которые мы сейчас наблюдаем, стали реакцией на жесткую внутриполитическую борьбу с США. Для американцев вообще характерно жертвовать внешней политикой в угоду внутренней.
«СП»: — То есть Трамп хотел обсудить именно Корею? А как же другие вопросы мировой повестки?
— Да, на первом плане для Трампа находится именно Корея. На втором месте Сирия, и на третьем — Украина. Хотя Трампу эта Украина сто лет не нужна, он не хочет поставлять туда вооружения. Но на него давит Конгресс и противники, и ему приходится предпринимать какие-то шаги.
Трамп находится в очень непростой ситуации. Расследование против него доходит до совершенно иррациональных сюжетов. Помните фальшивое досье «британского разведчика» о связях Трампа с Россией и его якобы похождениях в Москве? Теперь в США уже говорят о том, что этот компромат подбросили сами русские. То есть с одной стороны, поддерживали Трампа, с другой — подбрасывали против него порочащую информацию. Это уже не логика, а какая-то антилогика.
Американская нация — это «исторический подросток» с крайне неразвитым национальным самосознанием. Вот у них периодически и происходят такие завихрения.
«СП»: — Как в таком случае нам выстраивать отношения с США? И есть ли вообще смысл о чем-либо говорить с Трампом?
— На мой взгляд, пока нам остается только ждать. Нужно взять паузу в российско-американских отношениях и смотреть, чем все эти расследования закончатся. Антироссийская истерия постепенно ослабнет, как и угроза импичмента Трампа, по той простой причине, что никакого сговора с Кремлем, невзирая на многочисленные обвинения и расследования, не выявлено.
Мы должны набраться терпения. Потому что пока с Трампом бесполезно договариваться о чем бы то ни было. Даже если предположить, что они с Путиным пришли бы к каким-то соглашениям на саммите АТЭС, их реализация была бы заблокирована Конгрессом. Как летом Конгресс поступил по-своему в вопросе санкций против России, невзирая на мнение Трампа.
У американского президента сейчас почти нет никакой свободы действий в отношении России. Нам остается ждать, пока они там, грубо говоря, перебесятся, и штормовое политическое море успокоится. Причем ждать придется как минимум полгода, а, скорее, год.
Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ), доктор исторических наук Юрий Рогулёв также считает, что вне зависимости от того, чем закончится эта история, подобные непроработанные встречи не могут принести значимого результата.
— Это политическая кухня, события которой нам, как наблюдателям, неизвестны. Но нужно отметить, что эта встреча заранее не готовилась, все было несколько спонтанно. А раз она не готовилась, то могло произойти все, что угодно, и шансы на то, что она состоится или не состоится, были примерно равны. Даже если она пройдет, назвать переговорами встречу на полчаса в кулуарах можно с большой натяжкой.
Тот факт, что конкретные переговоры по решению различных проблем между Россией и Соединенными Штатами не ведутся, а встречи организуются по случаю, и приводит к таким колебаниям и шараханьям. Причины того, что мы видим сейчас, могут быть самыми разными. Стороны могли не договориться о повестке и не найти точек соприкосновения, у президентов могли действительно не совпасть графики, и так далее.
Можно с очевидностью сказать одно — если встречи не прорабатываются, если не готовятся совместные документы, которые визируются руководителями и представляют реальный результат, то и ждать от них многого не нужно. Как и от обещаний, данных на таких встречах, так как они не являются обязательными к исполнению.
«СП»: — Зачем тогда вообще нужны подобные встречи?
— Мы ведь живем в цивилизованном обществе, а не в Каменном веке, где вместо разговоров предпочитали охаживать друг друга дубиной по голове. А раз так, встречи, обсуждения и взаимодействие должны иметь место. Любая встреча лучше, чем ее отсутствие, даже если они не заканчиваются конкретными договоренностями. Это лучше, чем голая конфронтация и враждебное отношение.
Поэтому нам, безусловно, стоит соглашаться на такие встречи, но при этом иметь в виду собственные интересы. А когда интересы не совпадают, то и встречи срываются.
«СП»: — При каких условиях между Москвой и Вашингтоном могут состояться настоящие предметные переговоры, а не такие встречи по случаю?
— Они возможны, когда есть повестка дня. Когда представители различных сторон имеют потребность в решении каких-то вопросов, тогда составляется повестка, готовятся документы, и проводятся переговоры. Но российско-американские отношения ограничены очень узким кругом вопросов. У нас нет ни торгового взаимодействия, ни культурного. У того же Китая с Америкой огромный товарооборот, поэтому им есть о чем поговорить.
В нашем случае, когда все сведено до минимума, предметом обсуждения могут быть только международные конфликты или военно-стратегические вопросы, которые и составляют основу российско-американских отношений. Пока дело не дойдет до необходимости провести переговоры по продлению или отмене каких-то договоренностей, то и встречи вряд ли состоятся.
Что касается горячих точек, Соединенные Штаты формально отказываются взаимодействовать по ним с Россией. А если нет взаимодействия, то что обсуждать?