Признаем Крым и Донецк друзьями: французский город побратался с Евпаторией
Открыть посольство ДНР во Франции
В ходе президентской кампании, завершившейся во Франции в этом году, трое из пяти ведущих кандидатов с общим рейтингом более 60% поддержали сближение с Россией, в том числе и по вопросу о Крыме. Тем не менее на утвердившийся после выборов курс их позиция никак не повлияла. «Если бы на выборах в этом году победил Франсуа Фийон, внешнеполитическая линия сегодня была бы совершенно иной, — рассказал Фаяйр РИА Новости. — А при Макроне ожидать перемен не приходится. Однако кое-что мы можем сделать сами, что доказывает побратимство Евпатории и Мариньяна. У нас имеются и другие проекты».
В сентябре 2017 года Файяр предпринял собственную попытку сблизить Россию и Францию, открыв представительство непризнанной Донецкой народной республики в Марселе. Учреждение насчитывает пятерых сотрудников, занимающихся гуманитарной работой по широкому профилю — от конференций до содействия французским гражданам, воюющим в Донбассе. В Россию Файяр прилетел с грузом помощи. Потом посылка была доставлена в Донецк.
«Я делаю то, чем и может заниматься официальный представитель: занимаюсь организацией программ обмена в различных их формах. Школьники, студенты, поездки из одной страны в другую и наоборот, конференции по реинформации, то есть по доведению до сведения французской аудитории того, что она не знает о Донбассе», — объясняет Файяр.
Источники РИА Новости в ДНР и ЛНР подтвердили, что французские добровольцы, наряду с сербами, составляют самый многочисленный контингент иностранцев из дальнего зарубежья, приехавших помогать Донбассу. Чаще всего волонтеры из Пятой республики — бывшие военные, офицеры и контрактники, люди, имеющие боевой опыт, однако есть среди них и политические активисты и просто люди, привлеченные политическими новостями, одиночки.
РИА Новости удалось выяснить, что по своим взглядам это, как правило, умеренные националисты, отделяющие себя от ультраправых с расовой компонентой, вставших на сторону Киева. Среди прибывших из Франции волонтеров популярны идеи евразийских философов, чьи труды переведены с русского языка. Некоторое время в Донбассе рассматривали возможность создания отдельного французского отряда, сообщают в ДНР.
Посол Донецка и месть Украины
Юбер Файяр рассказал РИА Новости, что гордится попаданием в базу «Миротворец» и в список невъездных на Украину. «Отношения с Киевом у меня испортились да такой степени, что уже трудно вспомнить все неприятности, которые мне были доставлены. По собственным источникам украинцы узнали, где я живу, разгласили мой адрес и вывесили в интернете фотографию моего дома. Разве это в порядке вещей? Потом они потребовали от Франции, чтобы та закрыла представительство ДНР, но ничего не добились, — говорит Файяр. — В день, на который мы назначили открытие, два полковника из Украины собирались прибыть в Марсель и остановиться в том же отеле, где мы планировали мероприятие. Провокация? Я узнал об этом случайно: у администрации отеля. Тогда я позвонил в посольство Украины в Париже, стал расспрашивать. В итоге удалось спугнуть их: никто из украинцев, хоть и забронировали номера, на наше открытие не приехал. Это странное давление с их стороны: украинцы согласовали митинг у нашего здания, но на демонстрацию так никто и не явился».
Утвердившись в статусе представителя независимого государства, Файяр попробовал поступить соответственно — установить отношения с Министерством иностранных дел Франции, но натолкнулся на стену молчания. «Я звонил, они брали трубку и ничего не отвечали мне. Кто-то из сотрудников предложил вести коммуникацию письменно, однако реакции все равно не последовало. Как посланник ДНР, я счел необходимым представиться Министерству иностранных дел, это моя обязанность! А то, что они не стали вести со мной дела, ничего не меняет. Признанная или нет, Донецкая республика продолжает существовать: работают органы правопорядка, юстиция, есть прекрасная опера. Улицы в Донецке чище, чем в некоторых городах ЕС, которые я посещал», — говорит Файяр.
Не получив поддержки в МИД, посланник смог найти ее у бывшего главы «Репортеров без границ», нынешнего мэра крупного города Безье Робера Менара. «Я разговаривал с ним в качестве представителя ДНР, и он сказал мне, что в Безье я среди друзей», — вспоминает Файяр.
Философы-евразийцы воюют в Донбассе
У присутствия французов на Донецкой земле есть и своя теневая сторона, подробностями которой с РИА Новости поделились источники в ДНР. В 2014 году и позже из Пятой республики, чтобы воевать на стороне Киева, стали прибывать ультраправые активисты, некоторые из которых имели опыт боевых действий против сербов на стороне хорватов еще в 1990-е. «Часто это люди, придерживающиеся неонацистских взглядов, которых на Украине привлекает возможность спокойно заявлять о них, — рассказали РИА Новости в ДНР. — Мы же, со своей стороны, пробуем, как можем, вести отбор кандидатов, и больше всего нас интересует отношение к правому радикализму. Ведь испанские добровольцы, также воюющие у нас, — левые».
В случае с французскими волонтерами тест на радикализм особенно важен, поскольку основная масса прибывших и прибывающих придерживаются очень правых взглядов, но часто недостаточно хорошо знают Россию и Донбасс.
«Роль переведенных на французский язык евразийских философов действительно велика, говоря о причинах своего решения, чаще всего упоминают про них. Однако в случае с французами типизация дается непросто, иногда уже на Донецкой земле они ссорятся по своим политическим убеждениям, и трудно становится объединить их», — говорят в ДНР. Неорганизованность, недостаточное знание русского языка иногда приводят к проблемам, сообщают в республике, из-за чего проекты создания французского подразделения до сих пор откладываются.