Афганский допинг для Киева
Армия США может покинуть Афганистан, прихватив с собой оружие для Порошенко и Коломойского.
США последовательно сосредотачивают силы и ресурсы для перевода геополитической конфронтации с Россией в открытую силовую фазу.
28 декабря в Кабуле состоялась торжественная церемония, посвященная т.н. «завершению военной миссии» США и других участников альянса Международных сил содействия безопасности в Афганистане. За 13 лет проведения операции «Несокрушимая свобода» в ответ на террористический акт 11 сентября 2001 американцы и их союзники потеряли несколько тысяч человек. Из числа правоохранительных органов, представляющих органы правопорядка Афганистана (проще говоря, ставленников США) были убиты 13 700 солдат и полицейских. Общее же число жертв со стороны оккупантов (справедливости ради, имевших мандат ООН на эту силовую акцию) и их пособников установить трудно. Хотя бы потому, что среди последних было достаточно много наемников из частных военных компаний.
С противной стороны было уничтожено от 20 000 до 35 000 боевиков «Талибана»* и прочих радикальных организаций. Число погибших мирных жителей измеряется десятками тысяч. Казалось бы, судя по словам Барака Обамы, который в своем выступлении назвал «облагодетельствованную» США страну «опасным место», все эти жертвы были принесены зря. Однако с точки зрения большой геополитики Вашингтона, отнюдь. В той же «прощальной» речи г-н Обама признал, что США не могут оставить Афганистан в столь неустойчивом и взрывоопасном состоянии. А потому уходят так, чтобы все-таки…остаться. Вот достаточно красноречивая цитата из его речи: «По приглашению правительства Афганистана и для сохранения достижений, которых нам удалось добиться совместными усилиями, США вместе со своими союзниками по НАТО и партнерами сохранят ограниченное военное присутствие в стране».
Официальная мотивация, как и полагается в таких случаях, исключительно благородная – американские военные останутся в целях «оказания помощи афганским силам безопасности и в проведении контртеррористических операций против последователей «Аль-Каиды» **. Почему США еще совсем недавно использовали все тех же представителей «Аль-Каиды» для борьбы с сирийским режимом Башара Асада, нобелевский лауреат-миротворец уточнять не стал. Как следует из выступления Обамы кадровых американских военных в Ираке и Афганистане после вывода войск останется менее 15 тысяч человек, а 90% из них подлежат ротации («уже вернулись домой»).
Впрочем, Москву и Новороссию вывод части американского контингента из Афганистана волнует еще по одной, вполне понятной причине. Напомним, новый глава Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай в ходе предстоящего визита в Вашингтон намерен просить хозяина Белого дома не передавать оставляемую американцами военную технику Украине.
А чуть ранее в декабре заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд сообщила, что Вашингтон и Киев рассматривают возможность поставок военной техники (транспортных средств), которые «освободились после окончания миссии в Афганистане». Идеи ли речь о летальном оружии, пока не известно. Но, учитывая положения недавно подписанного Обамой «Акт о поддержке свободы Украины 2014 года», такого варианта исключать нельзя.
Член парламентского комитета по обороне Франц Клинцевич заявил, что если власти США передадут Украине военную технику, дислоцируемую в Афганистане, то Россия в качестве ответной меры начнет поставки оружия в независимые республики Донбасса.
Формальным поводом для вторжения в Афганистан стали теракты в США, напоминает предысторию операции «Несокрушимая свобода», а проще говоря, оккупации Афгана силами НАТО под эгидой США главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждар Куртов.
– Тогда действующий президент Джордж Буш младший обещал уничтожить корни «Аль-Каиды», которые, по мнению американских спецслужб, находились в Афганистане. Даже если принимать на веру эту более чем спорную версию, получается, что корни «Аль-Каиды» за 13 присутствия американцев в этой стране так и не были уничтожены. Ее отделения до сих пор проявляют активность то в Африке, то на Ближнем Востоке. Как сетевая террористическая организация она так и не была уничтожена.
— А ставилась ли вообще эта цель?
– Изначально было понятно, что это подпольная структура. Если уж американцы ставили цель уничтожить ее на корню, то следовало проводить операции и в других государствах. Мы же видим, что в той же Ливии и Сирии американцы использовали эту организацию в качестве средства борьбы и свержения неугодных режимов. А, значит, цели в Афганистане изначально ставились другие.
Просто американцам очень хотелось закрепить свое присутствие в стратегически важной точке планеты, откуда можно было бы воздействовать на Китай за счет общей границы с Афганистаном. Причем, с такими чувствительными районами как Тибет и Синьцзян, где можно поддерживать сепаратистские движения, создавая проблемы для Пекина. С другой стороны, это Иран, с которым у американцев до сих пор сложные отношения. Поэтому с афганской территории можно было создавать угрозу военного характера.
Наконец, Афганистан граничит с центрально-азиатскими странами – «подбрюшьем» России. Таким образом, главной целью американского присутствия было создавать проблемы своим геополитическим конкурентам.
— Американцы не добились военной победы в Афганистане специально, чтобы иметь повод сохранить здесь свое «вспомогательное» присутствие на неопределенный период?
– Именно так. Казалось бы, это сверхдержава, располагающая самой большой военной мощью в мире. А военный бюджет превышает совокупные расходы всех остальных стран. Я уже не говорю про передовую, напичканную электроникой и системами дистанционного ведения боя авиацию. А совершенные беспилотники имеют возможность осуществлять ракетные атаки по наземным целям, не опасаясь ответного удара. У талибов и «Аль-Каиды» практически не было такого оружия.
Итак, чистая победа американцам и не была нужна – тогда, по идее, нужно полностью уходить. ЦРУ ставил другую задачу – создать «управляемый хаос», чтобы иметь повод для сохранения своего присутствия.
— Какой по численности контингент США реально планируют сохранить в Афганистане?
– Обама говорит, что в начале его президентства в Афганистане и Ираке находились порядка 180 тысяч американских военнослужащих. По его словам, их сейчас осталось менее 15 тысяч. Причем, если верить Обаме, почти 90% из них вернулись домой. Честно, говоря, такие цифры вызывают большие вопросы. Вполне возможно, имелась в виду ротация, то есть 90% от 15 тысяч вернулись домой. А на их место прибудут новые военнослужащие. Сейчас фигурирует цифра от 10 до 15 тысяч, это кадровые солдаты. Плюс будут представители частных военных компаний. Не говоря уже о части контингента Международных сил содействия безопасности (в основном, из стран НАТО), которые тоже там находились. Это еще порядка 5 тысяч.
— Это была достаточно странная война, когда американцы обращались к полевым командирам талибов и платили тем за безопасное конвоирование грузов сил содействия безопасности (ISAF). Не говоря уже об отказе уничтожать маковые посевы, ссылаясь на том, чтобы проблемы с финансированием могут радикализировать «Талибан».
– Это была условная война, когда на завершающих этапах стороны лишь изображали сопротивление.
— Завершение активной фазы афганской операции означает высвобождение огромного количества вооружений. А американцев такое «добро» как правило, долго не залеживается. Такое предположение особенно актуально в свете происходящего на Украине и в Ливии.
– Думаю, значительную часть вооружений американцы оставят своим же военным в Афганистане или правительственным силам в качестве помощи своего новому ставленнику. Который, кстати говоря, не победил на выборах, а стал президентом только в результате закулисных интриг. В противном случае без военно-технической поддержки все может обвалиться в сравнительно короткий период.
Другую часть афганского оружия США обещали государствам Центральной Азии за услуги транзита. Но это были устные обещания, пока я не слышал о том, чтобы Таджикистану или Узбекистану передавалось вооружение.
Но мы помним, что 18 декабря Барак Обама подписал т.н. «Акт о поддержке свободы Украины 2014 года». Так что Украина возьмет все, что дадут. Хотя это не совсем нормально – американская боевая техника требует периода освоения. Конечно, бронеавтомобили MRAP не так сложны в управлении как летальное оружие, но все же. Но это не решает проблем Киева с Новороссией – местные силовики ведь не пойдут в атаку на бронеавтомашинах.
Но Порошенко, повторюсь, готов взять что угодно, чтобы распиарить тезис о том, что, якобы, весь мир поддерживает Украину. Справедливости ради, украинские военные получают достаточно техники и из Восточной Европы. Ради широкого политического жеста – дескать Вашингтон с Киевом, майданные власти, скорее всего, что-то получат. Плюс получат возможность подразнить лишний раз Кремль.
— Какие еще виды применения может получить высвобождаемая военная удаль Штатов?
– Ответ лежит на поверхности. Это уже происходит в виде активизации операции против «Исламского государства»***. Вторжение в Афганистан имело еще одну, никем не афишируемую цель – чтобы американские военнослужащие получили опыт в непосредственных боевых действиях. Одно дело стрелять на полигонах по фанерным мишеням, и совсем другое поражать противника в реальных боевых условиях. В этом плане Штаты получили хорошую тренировку в Афганистане. Теперь они готовы продемонстрировать полученные умения, как в Ливии, так и на Украине.
— Санкционируя операцию США в Афганистане российские политики утверждали, что это поможет сдержать наступление исламского фундаментализма в страны ЦА и на территорию самой России. По этой логике, после частичного ухода американцев, нам стоит ожидать всплеска проблем с собственными радикалами на Кавказе или в таких странах как Таджикистан, Узбекистан или Киргизия.
– Эта вероятность существует, но она не зависит от того, выведут американцы свои войска из Афганистана или нет. Более-менее порядок в этом мусульманском регионе удалось навести только, когда он вошел в состав Российской Империи, а потом и СССР. Тогда все эти межрелигиозные страсти гасились. Но как только бывшие южные советские республики обрели независимость, начался дрейф к исламским корням. А в исламе с момента его возникновения всегда были условно либеральное направление и, условно, радикалы. Потому что гражданские войны начались сразу после смерти пророка Мухаммеда.
Отсюда в регионе ЦА всегда возникали и будут возникать ответвления ислама, которые будут настаивать на радикальных трактовках. Даже американцы пытались привлекать на свою сторону т.н. «умеренных талибов». А вообще, им трудно бороться с радикальным движением «Талибан», которое они сами же и создали.
— За годы оккупации наркотрафик из Афганистана вырос примерно в 40 раз. Судя по всему, Вашингтон умудрился еще и компенсировать расходы на военную кампанию?
– Российская дипломатия должна, просто обязана более активно требовать отчета от ООН (который санкционировал операцию в Афганистане) об исполнении силами ISAF полученного мандата.
— А как быть с транзитным центром в Ульяновске, наличие которого совершенно неадекватно на фоне заявлений представителей НАТО о том, что Россия для альянса отныне враг №1?
– Никаких перебросок натовских грузов через эту базу не производится. Я так понял, что для США это вообще был подстраховочный вариант. Американцы в тот период активно торговались (включая с Пакистаном), выгадывая лучшие условия по переброске грузов из Афгана. Главным каналом переброски остался Пакистан, поскольку он географически близок к морским портам. А это самый дешевый вид транспорта.
Кроме того, ставилась цель подорвать имидж РФ в глазах исламского мира. Плюс это решение дискредитировало политику наших властей внутри страны. У многих закономерно возник вопрос – как можно противодействовать приближению НАТО к нашим границам и, одновременно, открывать транзитный центр альянса глубоко на нашей территории.
Прежний и новый генсеки НАТО сделали достаточно резкие заявления в адрес Москвы, и альянс откровенно усиливает военное присутствие по периметру наших границ в Европе. С учетом этого, а также того, что Брюссель устраивает демонстративные провокации с подводными лодками, якобы обнаруженными в Швеции, вокруг облетов наших самолетов пограничья Прибалтики, я думаю, нет никакой необходимости в продолжении существования транзитного центра в Ульяновске. В этой истории нужно поставить точку.
Так называемый «вывод американских войск» из Афганистана представляет реализацию новой военной стратегии США, считает вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов.
– Вашингтон постепенно переходит от прямого контроля над территориями (что финансово накладно и бьет по имиджу борцов за демократию) к системе компактных военных баз по всему миру.
По классификации Пентагона они имеют разный статус, но суть заключается в одном. – в случае необходимости они должны обеспечить экстренный прием и развертывание вооруженных сил США практически в любом регионе мира.
В данном случае американцы получают готовый плацдарм для наступления на Россию, Иран и Китай. Кстати говоря, база в Ульяновске тоже развернута в соответствии с требованиями новой стратегии. Насколько мне известно, на Украине создано пять точек аналогичного типа. То есть формально страны не вступают в НАТО, но становятся частью ее инфраструктуры. Наличными силами США не могут полностью обеспечить полицейский контроль над всем миром. Поэтому они перешли к чему-то, напоминающему сотовую структуру. Это обеспечивает Вашингтону режим быстрого реагирования в любой точке планеты.
— Каковая судьба афганского вооружения, может ли оно быть переброшено на Украину?
– Такой сценарий представляется реалистичным. Мы прекрасно понимаем, что на данном этапе главная цель США это нанести удар по России. С точки зрения американской геополитики это даже важнее, чем победить ИГИЛ на Ближнем Востоке. В противном случае нам бы уже давно предложили «дружить против» исламских радикалов.
Если верить некоторым источникам, на Украину активно перебрасывается техника и военные специалисты из стран НАТО. В свою очередь, режим Порошенко, очевидно, настроен на конфронтацию и силовое разрешение проблемы Новороссии. По погодным условиям очередное наступление начнется не зимой, не в мороз, а, скорее всего, весной.
— Могут ли американцы достичь своих целей в отношении России руками исламских фундаменталистов?
– Такой вариант не исключен. Они уже претворяют эту стратегию. По факту США превратили Афганистан в мировой центр по производству наркотиков. Сегодня они контролируют финансовые ресурсы, связанные с движением наркотиков. Это огромные теневые средства, которые используются для финансирования незаконных вооруженных формирований и частный армий, применяющихся по воле олигархов в разных точках мира в целях разжигания ситуации.
Возьмем такую одиозную фигуру, как майданный олигарх Коломойский. Конкретных данных у меня нет, но складывается впечатление, что дело здесь не только в личных средствах. Он не зря влез в политику: долгов у него не меньше, чем активов. Естественно, сейчас Коломойский пытается заработать, пропуская через свои структуры финансовые вливания в войну на Украине, которые делают мировые силы. Не исключено, что среди этих денег могут быть и афганские наркодоллары. Их потоки прежде всего контролируются спецслужбами США. Одновременно, наносится удар по демографическому потенциалу России, с точки зрения снижения которого наркотическая угроза весьма актуальна.
В теории преемптивной войны, принятой Пентагоном, подробно описывается, как взрываются государства с помощью неформально финансируемых боевиков. Это мировая война, которая не вписывается в старую классификацию войн.
— Как это может сработать на примере России?
– Хорошо известно, что потоки гастарбайтеров, которые направляются в нашу страну, хорошо организованы. Люди приезжают не сами по себе, а по отлаженным каналам, их уже ждут бригадиры из своих диаспор, которые без проблем устроят их на работу. В условиях социальной нестабильности эти структуры обязательно внесут свою лепту. Американцам уже не резон мутить воду далеко от России (например, в среднеазиатских республиках). Мне представляется, что основные события в наступающем 2015 году будут разворачиваться в самой России. Это если судить по динамике развития экономического кризиса, от повышения налогового бремени и сокращения уровня бесплатного медицинского обслуживания до разгрома системы образования.
— Вы видите за этим «руку Госдепа» или проявление внутреннего вредительства?
– Бывший министр финансов при Рейгане недавно прямо сказал, что объективных оснований для такого кризиса в России не существует. Как говорится, ищите заговор. Он подчеркнул, что наша страна имеет положительный внешнеторговый баланс. То есть кризис имеет искусственный характер. Наша «пятая колонна» сознательно раскачивает экономическую лодку, выполняя заказ на создание условий для политических потрясений. Причем цели мировых сил в России будут достигаться чужими руками. Они стараются стравить всех со всеми. Сейчас на авансцену выйдут уличные лидеры вроде Навального (хотя это оказался неудачный проект), которые будут обличать нынешний режим и системную оппозицию иже с ним. И будут стремиться вывести людей на улицы.
Не исключено, что афганское оружие будет в этих целях перекачано в Россию. Как транзитом через Украину, так и через Кавказ или центральноазиатские республики. Вспоминая 2001 год, могу сказать, что Россия поддержала операцию в Афганистане не потому, что это соответствовало интересам ее безопасности, а потому что тогда ничего не могла противопоставить США. С другой стороны, идти на открытую конфронтацию тоже было нельзя. Так что это была, скорее уступка, нежели серьезная стратегическая позиция. Международная борьба с терроризмом, которую объявил Буш-младший, и к которой присоединилась Россия, это было ничто иное, как прелюдия или даже приглашение к экспансии США. В том числе, в направлении нашей страны.