Порошенко поставили перед крайне неприятным выбором
«Режим прекращения огня первые 12 часов в основном соблюдался, с отдельными исключениями, в частности в Дебальцево», — заявил представитель ОБСЕ. Аналогичные заявления делают представители ополченцев, а также Вооруженных сил Украины.
По словам главы Генштаба Виктора Муженко, украинским военным разрешено открывать огонь лишь «в случаях совершения противником атакующих штурмовых действий наших подразделений, нападений, обстрелов, попыток захвата вооружения и военной техники, прицельных обстрелов опорных пунктов, боевых позиций войск, ведения огня по государственным объектам, жилым домам, гражданскому населению». Да и то лишь с разрешения руководства АТО или секторов.
Однако в реальности, что на сегодняшний день этот указ не соблюдается в обозначенных «исключениях». Украинские войска ведут активные боевые действия как минимум на двух участках фронта — на мариупольском направлении в районе поселка Широкино (где действует полк «Азов») и в районе упомянутого «Дебальцевского котла». При этом за ситуацию возле Широкино Киев особо не волнуется — его устроит любой исход боев. Если «азовцам» удастся защитить поселок и отбить у ополченцев новые территории, то Киев будет доволен. Если же полк продолжит как и сейчас нести огромные потери и откатываться назад в сторону Мариуполя, то украинские власти не сильно расстроятся, поскольку захвативший власть в Мариуполе «Азов» слишком амбициозен и, наряду с несколькими другими добровольческими отрядами (недовольными ни итогами минского соглашения, ни уровнем командования АТО), угрожает власти Петра Порошенко.
А вот в случае с Дебальцево ситуация для Киева более серьезная. Президент вынужден делать непростой выбор. С одной стороны, он хочет сохранить Дебальцево и не позволить его политическим оппонентам использовать возможную потерю этого важнейшего транспортного узла Донбасса в политических целях. Однако одновременно с этим ему крайне важно не допустить разгрома дебальцевской группировки — тысячи новых жертв вполне могут вызвать народные волнения на Украине.
При этом время играет против Порошенко — ополченцы закрепились на окраинах Дебальцево и продолжают постепенно продвигаться вглубь города, одновременно с этим громя колонны снабжения украинских войск, пытающиеся пробить режим блокады. При этом ополченцы заявляют, что «котел» является их внутренней территорией и не подпадает ни под режим перемирия, ни под режим контроля. «Мы сделали попытку послать наблюдателей миссии в Дебальцево, однако нам отказали представители ДНР», — жалуется глава ОБСЕ на Украине Эртугрул Апакан. В этой ситуации разгром котла является лишь делом времени.
Единственным приемлемым для украинского президента выходом из вилки может стать масштабное давление западных «партнеров» на Владимира Путина с требованием немедленно прекратить наступление ополченцев на Дебальцево. Однако такого давления пока нет. В последние дни Владимир Путин, Франсуа Олланд, Ангела Меркель, Петр Порошенко и примкнувший к ним Барак Обама проводили интенсивные телефонные переговоры друг с другом в двустороннем формате. В ближайшие дни должен состояться телефонный разговор «нормандской четверки» в полном составе, и пока ни одна из четырех сторон (за исключением, понятно, Украины) не выступает с какими-то серьезными претензиями в адрес Дебальцево. Более того, французы устами министра иностранных дел Лорана Фабьюса выразили удовлетворение исполнением минских договоренностей.
Претензии идут от внешних игроков — американцев. Так, официальный представитель Госдепа США Джен Псаки говорит о участии российских войск в штурме Дебальцево. По ее словам «российские военные развернули большое количество артиллерии и РСЗО вокруг Дебальцево и ведут обстрелы украинских позиций». В подтверждении этих слов посол США на Украине Джефри Пайетт разместил в одной из социальных сетей спутниковые снимки, с изображением артиллерийских систем c подписью «Дебальцево. Мы уверены, это российские военные, а не сепаратистские системы».
В Российском министерстве обороны подобные обвинения назвали бездоказательными. «Мы не услышали ничего нового в заявлении официального представителя Госдепартамента США Джен Псаки о якобы размещении российских артиллерийских систем вокруг Дебальцево. Как не смогли обнаружить и «доказательств» этому по конфигурации орнамента из темных пятен на фотографиях, размещенных послом США на Украине Джефри Пайеттом в своем Твиттере, — заявил в субботу официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
— В отличие от американской разведки, гадание на кофейной гуще в российском военном ведомстве никогда не считали стопроцентно надежным методом подтверждения достоверности какой-либо информации». И даже если выяснится, что речь действительно шла об артиллерийских системах, то никто не сможет доказать чья она — на вооружении украинской и российской армий, а также отрядов ополчения находятся одни и те же системы вооружений. Поэтому если Соединенные Штаты хотят доказать участие российских войск в битве за Дебальцево, им нужны более весомые аргументы.