«Америка — плохой мировой полицейский, она слаба, но жестока»
Типичные ответы «за» и «против» звучат примерно так.
«Возникли бы десятки экономических и военных центров, которые начали бы продвигать свою повестку дня, в результате чего между ними вспыхнули войны. Мировая экономика рухнула бы как карточный домик».
«Кто-то должен заставить диктаторские страны жить по единым правилам, тем более есть печальные истории, когда Америка не вмешивалась: межэтнический конфликт в Судане, более известный как Дарфурская война 2003 года, в которой погибли до 460 тысяч человек; геноцид в Руанде против тутси унес жизни 800 тысяч человек; правление Пол Пота в Камбодже уничтожило около 3 миллионов человек».
«Америка — плохой мировой коп, потому что слаб, но жесток её Корпус морской пехоты. Когда джихадисты в Ираке и в Сирии отрезали головы несчастным людям, в том числе американцам, где были бравые „котики“? Конечно, дома или в баре, мечтая прикончить нехороших черных».
«Америка заигралась в игру мирового полицейского. Её ошибки дорого обошлись человечеству. Трагедия Ближнего Востока началась именно с войны с Саддамом Хусейном».
В целом, у граждан США есть понимание, что их страна сегодня уже не способна, как прежде, силой поддерживать даже те правила, которые она сама уже установила. Не секрет, Вашингтон все чаще расписывается в беспомощности, просчитывая варианты вмешательства за пределами США и уровень потерь своих военнослужащих. Например, Белый дом ничего не может противопоставить ракетно-ядерной программе Пхеньяна кроме истеричного крика. По факту, Соединенные Штаты без России оказались беспомощными в борьбе с ИГИЛ*. А битва в Мосуле вообще показала, что воевать в локальных конфликтах рейнджеры не могут. Вместо того чтобы зачистить двухмиллионных мегаполис от 10 тысяч боевиков, значительная часть которых состояла из неопытных бойцов, город просто разбомбили.
По идее, у Вашингтона есть силовые возможности оперативного вмешательства вдали от своих границ. Пентагон считает «морских котиков» независимой общевойсковой боевой организацией, которая в крайне короткие сроки может быстро уничтожить армии и крупные отряды комбатантов в большинстве стран мира. По словам министра обороны Джеймс Мэттиса, «…из всех родов войск США, Корпус морской пехоты, без сомнения, является наиболее гибкой и эффективной боевой силой, которую руководство страны может проецировать в любую точку мира».
Речь идет о хорошо обученном и отлично вооруженном спецназе численностью 182 тыс. бойцов и 38500 резервистов. Как пишет военный эксперт Брайан Кальман, сам в прошлом боевой офицер, в настоящее время Пентагон проводит масштабные реформы, направленные на повышение потенциала морпехов. И связаны они, в первую очередь, с прогнозируемой попыткой КНР вытеснить американское присутствие в Южно-Китайском море.
«Китай обладает явным преимуществом над своими региональными соперниками, — подчеркивает Брайан Кальман, — Однако Соединенные Штаты не позволят Китаю контролировать Южно-Китайском море. Боевые силы морской пехоты США и морские десантные корабли ВМС США будут играть ключевую роль в любом теоретическом конфликте между странами в Южно-Китайском море и в Юго-Восточной Азии в целом».
Есть мнение, что такой конфликт будет локальным и скоротечным, по истечению которого лидеры США и КНР зафиксируют статус-кво. Понятное дело, что американцы не могут себе позволить даже небольшое поражение, поэтому готовятся к коротким, но жестоким схваткам со спецназом Поднебесной. В случае успеха, США в полной мере вернут себе статус мирового полицейского. Поскольку такая драка отрезвить многие страны, которые начинают себя позиционировать как независимые.
С другой стороны, несмотря на хвалебные статьи и голливудские фильмы о подвигах морпехов, американский стратегический исследовательский центр RAND регулярно публикует доклады о проблемах этой военной структуры. В частности, «морские котики» имеют серьезные пробелы с подготовкой к введению «тесного городского боя», зато среди них среди высок уровень людей, склонных к жестокости и насилию.
Достаточно типичной является история сержанта-садиста Форреста Фогарти, ветерана Корпуса, который расстреливал безоружных арабов в Ираке ради удовольствия. Он объяснял это тем, что в школе его обижали чернокожие одноклассники. Таких людей много среди «морских котиков». Так, лидер расисткой националистической группировки в Шарлоттсвилли Диллон Улис тоже был офицером-морпехом.
Эти бойцы, с фашистскими «тараканами» в голове и садистскими наклонностями, служат в сотнях военных базах в десятках странах. Согласно официальной информации, предоставленной Министерством обороны США, около 40 тысяч американских солдат сегодня находятся в Германии, более 50 тысяч — в Японии, еще 28 тысяч — в Южной Корее. Как минимум половина из них относится к Корпусу морской пехоты США.
По сведениям Токио, на японском острове Окинава военнослужащие США совершили свыше 5800 преступлений, из которых 571 относится к категории тяжких. Причем практически все убийства и изнасилования совершены американскими солдатами в состоянии сильного алкогольного опьянения. После очередного загула морпехов, закончившегося смертью японских девушек, командование вводит на месяц «сухой закон».
А в Афганистане были арестован 61 морпех (в период с 1 мая 2003 года и 31 декабря 2014 года) за чудовищные пытки и казни местных жителей. Правозащитные организации отмечают, что речь идет о преступлениях, которые получили широкую огласку. И это только верхушка айсберга зверств «мирового полицейского».
Среди военных США наблюдается сдвиг парадигмы в сторону насилия, отмечает Паула Торнхилл, старший политолог в RAND, директор по стратегии и программам военного обучения и отставной бригадный генерал. Тогда какой из Америки мировой полицейский, если её солдаты смертельно опасны для гражданского общества?
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.