Ветер пустыни несёт вкус победы
Нечто похожее, по сообщениям сирийских источников Царьграда, переживают сегодня сирийцы — те, что на стороне Асада. А таких, кто на стороне законного президента, более 80% населения страны. И вот теперь, когда огромный язык запрещённого в России ИГ, протягивавшийся через всю страну до Саламии, до Хамы и Хомса, отрезан и открыта дорога на Дейр-эз-Зор…
Да, это сладкое чувство победы потихоньку овладевает людьми…
Ещё один котел для «халифата»
Впрочем, событие, что заставило учащённо биться сердца, было достаточно предсказуемым. И случилось оно почти обыденно. Когда была взята Ас-Сухна, сирийские правительственные силы (САА) явственно показали движение на север, навстречу соединениям, наступавшим оттуда. То есть котёл обозначался вполне реально, дело было за той скоростью, с которой он захлопнется.
Вот теперь он захлопнулся.
Более неожиданным было создание ещё одного кольца западнее, ближе к Акербату. Она была неожиданна, эта комбинация, она была красива, она была эффектна. И полезна: далеко не факт, что САА могли бы, не подавившись, заглотнуть большой кусок. К тому же около Акербата стояла и стоит довольно мощная группировка «халифатчиков», и в большом кольце её было бы больше места для манёвра. А так получилось всё замечательно: две линии окружения, два кружочка замкнутых в кольца «чёрных», как симпатичные такие чёрные очки на красном фоне на карте.
Что получилось, кроме «очков»?
То, где всё происходит, — это пустыня. Они только на карте относительно ровные, эти «очки». На деле группировки «бармалеев» представляют собой при взгляде сверху некие живые кляксы, сгруппированные вокруг городов и оазисов с населёнными пунктами и протянувшие свои «ложноножки» вдоль дорог.
Отсюда тактика действий САА, красотою напоминающих лучшие образцы военной школы другой страны, повоевавшей побольше и покруче. Давление на окружённых производится, территория под их контролем скукоживается, блокпосты у них отжимаются. Но всё происходит без фанатизма, чуть ли не механически. Встретили сопротивление — позвали «Аллигаторов» Ка-52 — подавлено сопротивление — ещё вперёд. И так далее. Механизм. Бульдозер.
Потому что главное, как подчеркнул только что на традиционном брифинге начальник Главного оперативного управления (ГОУ) Генштаба Вооружённых сил РФ, генерал-полковник Сергей Рудской, — развивать стремительное наступление на Дейр-эз-Зор. «Плацдарм вокруг этого города является последним оплотом террористов на сирийской земле, — пояснил начальник ГОУ ГШ. — Именно сюда стягиваются оставшиеся у них силы».
Стратегическая цель такого наступления? «Главная цель — уничтожить последний оплот террористов в районе Дейр-эз-Зора», — заявил генерал Рудской. Ибо «с деблокированием Дейр-эз-Зора завершится разгром основных сил самой одиозной террористической группировки ИГИЛ, замахнувшейся на создание так называемого халифата».
Вот откуда привкус победы на губах у всех, кто причастен к развитию событий в Сирии. После деблокирования этого сирийского «маленького Сталинграда» ИГИЛ из протогосударственной структуры превратится в лучшем для него случае в набор банд, которые будут шляться по пустыне, покамест их не закусают до смерти не знающие жалости «Аллигаторы». Тоже неприятность, но не такая, как терроризм, выстраивающий своё собственное государство именно как государство.
Дейр-эз-Зор как занавес
Дейр-эз-Зор в сирийских масштабах — действительно, как маленький Сталинград. Он окружён и находится в осаде уже более трёх лет — с весны 2014 года. Но и до этого обстановка здесь была отнюдь не блестящей. Сам город до войны можно было условно отнести к армянским — он стал таковым после депортации сюда турецких армян в 1915 году. Но сама провинция, скорее, суннитская. Поэтому ИГИЛ здесь — не внешний захватчик-оккупант, а организация, в немалой степени обязанная поддержкой местным суннитам. А отчасти и состоящая из них.
Поэтому оборона города правительственными войсками носит в некоторой части этнический характер, в некоторой — религиозный, а сама осада имеет корни в такой же разделённости города. Грубо говоря, «большому» ИГИЛ было не до догрызания обороны нескольких районов затерянного глубоко в тылах «халифата» города. Он не отказался бы, конечно, их занять и периодически такие попытки предпринимал. Но местным, записавшимся в ИГ, такое было не под силу, а настоящей мощи группировку для окончательного захвата города «халифату» собрать было некогда и невозможно.
Не то, что сейчас. Сейчас, по авторитетному свидетельству генерала Рудского, сюда устремились, что называется, «и жук, и жаба» — боевики из Мосула и большая часть наиболее боеспособных отрядов ИГИЛ из Ракки, которых уже три месяца не могут взять отряды так называемых Сирийских демократических сил с участием американских спецназовцев. Теперь сюда же побежали разгромленные ошмётки «бармалеев» из Ас-Сухны и теперь — из двух котлов в пустыне. Ибо пустыня проницаема, контроль на дорогах в ней не означает полное закрытие «крышки».
То есть дорога на Дейр-эз-Зор открыта не только для сирийских правительственных войск, но и для «халифатчиков». И теперь тут началось действительно настоящее соревнование в скорости, оперативном искусстве и — стойкости. В городе войскам Дамаска сейчас нужна будет очень большая стойкость.
Разумеется, одним из козырей на стороне правительства является наличие авиации. Как сообщают, в последнюю неделю интенсивность боевых вылетов российских ВКС возросла в регионе очень значительно. По сути, идёт прочёсывание с воздуха просторов Сирийской пустыни с целью выявления и уничтожения отрядов ИГ, уходящих на восток. Об уничтожении одного из них было объявлено широко, но, надо думать, подобная работа ведётся постоянно.
Впрочем, генерал Рудской это подтвердил и официально. «Для уничтожения окружённых и пытающихся отойти в направлении Дейр-эз-Зора террористов интенсивность применения российской авиации увеличена до 60-70 боевых вылетов в сутки, — рассказал он. — ВКС России в круглосуточном режиме осуществляют воздушную разведку, выявление и уничтожение бронетехники игиловцев, пикапов с тяжёлым вооружением и автомобильных колонн с боеприпасами. За последние пять суток российские самолеты совершили 316 вылетов и нанесли 819 ударов».
В какой-то мере это даже выгодно — куда удобнее бомбить боевиков в пустыне, нежели среди городской застройки.
Так или иначе, разгром ИГИЛ под Дейр-эз-Зором будет означать занавес за одной из самых сложных, тяжёлых и кровопролитных фаз в сирийской войне.
Скорее всего, именно ввиду таких перспектив очень оптимистично звучало сообщение начальника ГОУ ГШ РФ, генерала Сергея Рудского. Оно действительно звучало, как победная сводка: коренные изменения, серьёзные успехи, существенное поражение ИГИЛ, полностью освобождена провинция Алеппо, окружена крупная группировка, продолжаются наступательные действия и так далее.
Что дальше? Вряд ли сразу мирное небо и благостное братание. Боёв будет ещё немало. Но одним врагом станет действительно меньше.