Кто первым нарушит Минское соглашение?
В Киеве до сих пор отказываются признавать минское поражение. А Европа уже думает, что и как ей теперь делать с Россией.
Ряд украинских депутатов уже отмечают триумф Петра Порошенко в белорусской столице. «Благодаря гибели и мужеству сотен наших ребят под Дебальцево, в районе аэропорта, под Мариуполем мы показали Путину, что его усилия абсолютно бесполезны. Он со всей огромной Россией, которая в тридцать раз больше, чем Украина, с населением в три раза больше, чем в Украине, так и не смог с участием своей регулярной армии победить наших ребят, — говорит украинский депутат Антон Геращенко. Более умные же политики затаились — они не торопят события и ждут итогов боев за дебальцевский котел. Когда украинская группировка там будет разгромлена, они получат достаточно оснований для того, чтобы обвинить президента в сливе интересов страны и попытаться его подсидеть.
Если Киеву не удастся деблокировать Дебальцево, то у президента, по сути сдавшего в Минске почти все позиции, будет лишь один контраргумент для доказательства своей победы — возвращение на Украину Надежды Савченко. По словам Порошенко, Путин обещал освободить ее в рамках пункта о освобождении задержанных лиц. «Я был проинформирован, что это должно быть сделано в ближайшее время после завершения медицинской экспертизы и предварительных выводов следствия. Я обратился, чтобы это было сделано немедленно, и мое обращение поддержали президент Франции и канцлер Германии. Это была наша совместная позиция», — заявил украинский президент.
Однако Порошенко не повезло — у Москвы иная точка зрения на этот вопрос. «Автоматического механизма освобождения человека, обвиняемого в соучастии в убийстве, в данном случае российского журналиста, не существует», – пояснил глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. По его словам, против Надежды Савченко «выдвинуты очень серьезные обвинения, и, чтобы они были сняты, либо следственные органы должны прийти к тому, что эти обвинения недостаточно обоснованы, либо должен состояться суд, который примет решение о ее невиновности». Что касается слов украинского президента, то, по мнению российского депутата, «если Порошенко сделал такое заявление, находясь в Минске, видимо, ему было важно послать сигнал в Киев, что он чего-то добился по судьбе Савченко». Если Путин в итоге не пойдет на встречу Порошенко и не даст ему символ победы в лице задержанной летчицы, то украинскому президенту придется многое многим доказывать.
Что касается международной реакции, то негативно настроенные к России страны восприняли соглашение в штыки. «Решение абсолютно слабое, — заявила Даля Грибаускайте. — Основная часть решения –контроль над границами. Этот вопрос не был согласован или решен. Граница открыта для прохода любых военных и любого вооружения». Она также заявила, что ЕС не будет пересматривать действующие санкции в адрес Москвы до марта.
Но это, в общем-то и не требуется. Сейчас главное чтобы ЕС не продлил в марте месяце действующий пакет санкций. И, судя по идущим сигналом, они действительно могут быть сняты. Не то, чтобы ЕС был полностью удовлетворен итогами минской встречи — в конце концов, российский президент переиграл не только своего украинского коллегу, но и Меркель с Олландом. «Мы также хотели бы большего. Но это то, на что этой ночью смогли согласиться президенты Украины и России. Мы надеемся, что здесь, в Минске, обе стороны договорились серьезно и с добрыми намерениям. И мы ожидаем, что они на наиболее сложном этапе, до вступления в силу режима прекращения огня, воздержатся от всего, что может подорвать существующие договоренности», — признает министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Однако «если достигнутые договоренности будут поэтапно реализоваться, тогда и мы будем готовы поэтапно отменять санкции против России», — поясняет министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя. Более того, журналисты сразу стали писать о том, что Франция может начать процедуру поставки Мистралей России. Во французском кабинете министров эту информацию опровергают, однако, судя по тому, что Франсуа Олланд назвал итоговые соглашения облегчением для Европы и надеждой для Украины, вопрос с Мистралями может быть решен положительно.
США устами госсекретаря Джона Керри также обещали рассмотреть вопрос о смягчении санкций в том случае, если Москва будет выполнять Минские соглашения. Однако в этой привязке может скрываться ловушка — России сложно будет доказать, что она соблюдает соглашения. В частности, пункт о выводе войск. Проблема в том, что российских войск на Донбассе никто не наблюдает.
«Мы видим российских граждан и российское оружие. Но мы не можем сказать и они нам не скажут, из какой они части и представляют ли они регулярные войска», — поясняет генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер. Кроме того, по его словам, «в Донецкой и Луганской областях есть места, куда мы не можем просто так попасть из соображений безопасности, поэтому мы говорим о том, что не знаем всего до конца: есть места, где мы не видим всего своими глазами». Поэтому нельзя подтвердить вывод того, чего никто не видит.
Между тем, у Петра Порошенко куда больше возможностей самому нарушить соглашение. Так, уже очевидно, что он не будет соблюдать пункт о конституционной реформе, который некоторые эксперты рассматривают как ключевой вопрос для будущего Украины. «Как автор Конституционной реформы 2004 года я имею право сказать: изменения в Основной закон, обеспечивающие расширение прав регионов, давно назрели, и затягивать с выполнением этого требования народа — значит создавать угрозу безопасности нашей страны», — говорит лидер общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук. Однако большая часть украинских политиков думает иначе, и процесс конституционной реформы либо провалится, либо будет выхолощен. Что автоматически приведет к срыву Минских соглашений, причем по вине украинской стороны, и Евросоюз не сможет не признать этот факт. А вот после этого срыва Россия получит полную свободу рук как на Донбассе, так и на всей Украине.