Трамп и Путин: Рукопожатие, заставившее вздрогнуть Порошенко
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков так прокомментировал эту краткую встречу: «Они пожали друг другу руки и сказали друг другу, что скоро проведут отдельную встречу, что скоро увидятся».
Комментируя слова Трампа о том, что тот с нетерпением ждет встречи с Путиным и у него есть много вопросов для обсуждения, Песков сказал, что президент РФ тоже с нетерпением ждет встречи с американским коллегой и у него много вопросов к Трампу.
Считается, что у Трампа есть фирменное рукопожатие, которое многие СМИ называют «дергай и тащи», и многие политики испытали его силу. Например, канадский премьер-министр Джастин Трюдо и бывший оппонент Трампа на выборах Хиллари Клинтон.
«Они могут буквально „подраться“, учуять друг друга врагами и всегда воевать друг с другом. Альфа-самцы могут быть врагами, — пишет в Фейсбуке под впечатлением от увиденного политолог Сергей Марков. — А могут хлопнуть друг друга по плечу, обняться и пойти дальше, выпить по рюмке и решить, что делать с этим миром. Альфа-самцы могут быть и друзьями. А могут решить, что лучше не вмешиваться в гаремы друг друга и разойтись по углам ринга».
Конечно, гораздо важнее, каковы будут договорённости, достигнутые в ходе встречи. Все ждут неких компромиссов и «разменов». В СМИ уже «просочилось» сообщение о том, что США не будут, якобы, настаивать на уходе Башара Асада с поста президента Сирии.
— Встреча президентов России и США ожидаемо стала сенсацией ещё до того, как она состоялась, — говорит политолог, американист, сотрудник проекта «Русская идея» Дмитрий Дробницкий. — Слишком много прошло времени с инаугурации Дональда Трампа — полгода, за которые серьёзных контактов между американскими и российскими лидерами не было. Хотелось бы, чтобы она состоялась в феврале или марте этого года. Да, встречались главы МИД, проходили телефонные разговоры Путина и Трампа, но это всё же не тот уровень контактов, которые необходимы двум державам. Тем более, учитывая, что взаимодействие на дипломатическом уровне сейчас сильно понизилось.
Поэтому понятно, почему встреча вызывала такой ажиотаж: напряжённость в отношениях двух ядерных держав «напрягает» весь мир. Поэтому сам факт встречи и демонстративного рукопожатия является большим событием. Даже вне зависимости от того, удастся ли договориться о чём-то сегодня.
«СП»: — А насколько велика вероятность, что встреча не будет иметь никаких серьёзных геополитических последствий?
— Непосредственно по итогам встречи нам, скорей всего, не представят никаких прорывных результатов. Думаю, что реальные последствия встречи начнут сказываться в мировой политике ближе к осени этого года.
Но повторяю, очень важен личный контакт двух лидеров, минуя бюрократические и дипломатические формальности. Это тем более важно, учитывая, что Дональд Трамп очень необычный президент США и многие решения принимает сам. По всей видимости, это именно он настоял на том, чтобы 7 июля состоялась его полноценная встреча с Владимиром Путиным. Несмотря на то, что значительная часть его окружения хотела бы снизить уровень этой встречи до пятиминутного обмена приветствиями.
«СП»: — Можно ли уже сделать вывод о том, какой Трамп придерживается позиции в отношении России? Его высказывания, скорей, отдают антироссийским «душком». На слуху, его высказывание во время недавнего визита в Польшу, где он обвинил Россию в дестабилизации Восточной Европы.
— Проблема в том, что из добротного доклада Трампа, длившегося около 20 минут, западные СМИ вырвали отрывок на 45 секунд. Между тем, в этом докладе Дональд Трамп говорил о ценностях западной цивилизации, как цивилизации христианской, остающейся флагманом технического прогресса при этом. Слова о дестабилизирующей роли России были этакой приправой для поляков и СМИ. А вот суть речи сводилась к необходимости защищать традиционные ценности. Сказать честно, такой глубокой и серьёзной речи я не слышал со времён Рейгана. В ней был даже вызов крупным странам ЕС, идущим по пути легализации однополых браков и других отступлений от христианских норм.
Кстати, в этой же речи прозвучало и приглашение России более активно участвовать в международных делах. Поэтому я не стал бы зацикливаться на антироссийском высказывании Трампа, а оценил бы на перспективу позицию Трампа по сохранению традиционных для христианской цивилизации ценностей. И, кстати говоря, на этой почве у Трампа с Путиным много общего.
«СП»: — Много говорится о том, что на встрече должны быть найдены хотя бы промежуточные компромиссы по Сирии. Однако почти никаких «гипотез» касательно ситуации гражданской войны на Украине.
— Про Украину тоже упоминают. Важно то, что никто не знает, какой будет главная тема переговоров. Были названы две очевидные тем — Сирия и Украина. Однако узнаем мы, о чём же на самом деле договорились президенты, только через некоторое время, когда начнут двигаться «шестерёнки» принятых решений. Точно можно сказать, что обсуждаться будет широкий круг «назревших» вопросов в отношениях двух стран.
— Я считаю, что результатом встречи могут быть договорённости примерно по пяти пунктам, — говорит политолог Сергей Марков. —
1.Первая встреча — без проблем. Теперь можно более спокойно готовить следующие. Более содержательные.
2.Объявят о возобновлении меморандума о полетах в Сирии, предусматривающего взаимное предупреждение друг друга о районах бомбардировок позиций исламистов.
3.Объявят о развитии сотрудничества в борьбе с ИГИЛ*.
4.Без объявления примут решение восстановить каналы коммуникации. Это самое главное.
5.Сделают посыл: президенты России и США хотят улучшить отношения.
«СП»: — Возвращение к соблюдению меморандума по Сирии будет нашей уступкой?
— Это, я бы сказал, подготовленная уступка. Мы отказались от соблюдения меморандума для того, чтобы в определённых условиях вновь возобновить его действие. Российский интерес — помочь Дональду Трампу в его политике по улучшению отношений с Россией. Соблюдение меморандума в интересах обеих сторон. Но это не исключает, что Россия де-факто ввела бесполётную зону для американцев западнее Евфрата.
«СП»: — Будет ли что-то озвучено по Украине?
— Я думаю, что будет несколько общих слов по «Минску-2». Решения по Украине еще впереди. На первой встрече Путину и Трампу нужно просто найти общий язык. И Украина будет этому только мешать. Пока невозможно что-либо обсуждать. На Трампа идёт мощное давление, и малейшая уступка России по Донбассу вызовет шквал критики. Американцы однозначно решили, что надо уходить из Украины. Но они пока не понимают, как это лучше сделать. Поскольку на «немцев» ответственность за Украину переложить не удаётся. Идею личной диктатуры Петра Порошенко взамен американской латентной диктатуры тоже многие не одобряют, в том числе на самой Украине. Поэтому вариант только один — продолжить «минскую паузу».
*»Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.