Интриги «Минска-2»
В среду, 11 февраля, в Минске должна пройти встреча лидеров «нормандской четверки», на которой главы России, Украины, Германии и Франции, как ожидается, будут обсуждать новый вариант мирного плана по урегулированию ситуации на Востоке Украины. Тот самый, который Ангела Меркель и Франсуа Олланд во время своего «пожарного» визита в Москву на минувшей неделе представили Владимиру Путину.
Впрочем, если судить по заявлению российского президента, последовавшего сразу же после состоявшихся в субботу телефонных переговоров с канцлером Германии, а также главами Франции и Украины, «Минск-2» возможен только при условии согласования сторонами ряда позиций. Поэтому, видимо, никто не спешит пока прогнозировать успех этих переговоров. А многие даже сомневаются в том, что они вообще состоятся.
В западных СМИ, тем временем, появляются самые неожиданные спекуляции на тему планируемой в Минске встречи.
В частности, американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на свои дипломатические источники пишет, что Владимир Путин должен согласиться с мирным планом, который ему предложили Германия и Франция. В противном случае канцлер, якобы, пообещала Москве большие проблемы. Причем, не только в виде новых санкций против российских компаний и расширения списка лиц, чьи счета за рубежом будут заморожены.
По сведениям издания, Меркель заявила Путину, что не будет препятствовать планам США по поставкам летального оружия на Украину.
Если все так, как пишет The Wall Street Journal, то фрау канцлер фактически выдвинула ультиматум президенту России (хотя сама постановка вопроса, в изложении американской газеты, больше напоминает банальный шантаж).
Но возможно ли, чтобы Путин поддался подобному давлению?
— Начнем с того, что в этой истории — вокруг Украины – Соединенные Штаты играют роль «злого следователя» по сравнению с нашими европейскими партнерами, — рассуждает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ – ВШЭ Тимофей Бордачёв. – Они вступили в конфронтацию с нами, и одновременно пытаются давить на европейцев.
Очевидно, что внезапный визит Меркель и Олланда в Москву стал результатом того, что оба европейских лидера, наконец, осознали, какой потенциал эскалации у тех трагических событий, которые сейчас происходят на Украине. В случае, если США начнут поставлять Киеву летальное вооружение, он резко возрастет. Но США не хотят, чтобы Европа проявляла самостоятельность. Поэтому постоянно ставят европейских лидеров в достаточно унизительное положение и приписывают им то, чего они не говорили и не делали.
В этом смысле The Wall Street Journal здесь, конечно, не является источником, заслуживающим доверия. Это способ донести до европейцев некий политический месседж – США не спускает с вас глаз и контролирует каждый шаг.
«СП»: — И предстоящую встречу в Минске?
— Что касается Киева – стопроцентно. В Киеве ведь вообще самостоятельных решений не принимают. Они принимают те решения, которые им диктуют из Вашингтона. И это даже особо не скрывается.
Поэтому вероятность того, что переговоры в Минске состоятся и будут результативными, я оцениваю, как «фифти-фифти». Встречаться будут, если появится какая-то реальная перспектива. Без перспективы о чем-то конкретном договориться, встреча вряд ли возможна.
«СП»: — Допустим, в Берлине на уровне представителей МИД четырех стран удастся подготовить условия для новых минских договоренностей. Допустим, не сорвется заседание контактной группы, и в среду будет все-таки подписано новое минское соглашение. Кто даст гарантии, что оно будет соблюдаться?
— Никто этих гарантий не даст, конечно. Я думаю, что еще, к сожалению, рано говорить о возможности мирного разрешения этого конфликта…
Украинский публицист и общественный деятель Юрий Кот уверен, что давить на российского президента бесполезно:
— Ну, чем может Меркель давить на Владимира Путина? Санкциями? Уже скоро год, как они эти санкции применяют – и что? Им же сказали – это бесполезно. Россия позицию по Украине не изменит.
«СП»:- Зато канцлер всегда может изменить свою позицию по оружию для Украины…
— Но Меркель не может не понимать, что происходящее на Украине несет огромные риски, огромную угрозу для всей Европы. Потому что дестабилизация на Украине может перекинуться на территории сопредельных государств, в том числе Германии. Меркель это осознает, я думаю. Учитывая к тому же положение в собственной стране, где ей в затылок дышит очень сильный политический оппонент — Сара Вагенкнехт. И не только она…
Поэтому говорить о том, что Меркель может какие-то условия ставить, нет никаких оснований. Скорее, наоборот. Но скоро мы об этом узнаем.
На мой взгляд, Олланд и Меркель приезжали к Путину ради того, чтобы найти компромисс, и каким-то образом погасить эту конфронтацию. А не выставлять условия. Но в том, что «Минск-2» состоится, я очень сомневаюсь.
«СП»: — Почему?
— Потому что состоятся эти переговоры или нет, во многом зависит от самого Киева. А киевские власти, будучи американскими марионетками, совершенно не заинтересованы в том, чтобы на Украине воцарился мир.
Если президент Порошенко уже перепрофилировал свой бизнес на производство оружия, разве он может быть заинтересован в том, чтобы это оружие у него не покупали? Нет, конечно.
Во-вторых, «именем этой войны» украинская власть прикрывает все свои непрофессиональные действия. Обвинить войну во всех неудачах, особенно, в том, что сейчас Украина находится в шаге от финансовой пропасти – как это просто!
В-третьих, Америке невыгодно, чтобы сейчас наступил мир. В этом случае у Вашингтона будет гораздо меньше рычагов для сдерживания РФ на пути к установлению геополитического равновесия.
«СП»: — То есть, нет ни одного международного авторитета, который смог бы повлиять на Киев, чтобы этот кошмар в Донбассе прекратился?
— Кроме США, никто не может повлиять на Порошенко, Яценюка и остальных киевских марионеток. Но Обама не очень-то настраивает своего протеже к миру.
А в Донбассе происходит ужас. Пока Порошенко рассказывает, что он хочет мира (а на самом деле ведет постоянную войну), там гибнут сотни людей. Сотни украинцев. Сотни моих земляков.
«СП»: — Возможно, новая встреча в Минске – это как последний шанс остановить эту бойню?
— Я сомневаюсь, что в Минске о чем-то смогут договориться, если встреча все же состоится. Потому что в очередной раз Порошенко будет говорить «да», но поступит противоположным образом. Это человек, который не держит слово, в чем многие могли уже убедиться.
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш, напротив, уверен, что встреча на высшем уровне в Минске состоится.
— Безусловно, встреча будет, иначе бы все это не затевалось. И думаю, что там будут достигнуты вполне определенные прорывы.
То, что пишет пресса, к реальной политике может иметь достаточно опосредованное отношение или совсем опосредованное. С позиции силы ни одна из сторон никогда на переговорах не разговаривает. Такого нет, это бессмысленно. Другое дело, что каждая из сторон имеет некий ресурс для торга, на основании которого можно о чем-то договориться, и к каким-то точкам соприкосновения прийти.
«СП»: — Поясните?
— Я думаю, что будет обсуждаться возможность поставки летального оружия со стороны Соединенных Штатов Украине. Что станет — если реализуется — кошмаром гораздо худшим для Европы, нежели для России (хотя и для России это тоже ничего хорошего не сулит).
Второе пространство для торга – интрига по поводу того, что происходит в «дебальцевском котле», и кто там оказался закрыт? Почему Путин делал заявление по поводу натовского легиона? Президентом, как я думаю, был послан месседж, что Россия знает какие-то вещи, раскрытие которых может оказаться болезненным и неприятным для некоторых стран.
Я думаю, внутри этого реальный торг и происходил, после чего Порошенко предложили принять те условия, которые выработала Европа.
Опять же замечу, что интересы Европы и России, они не антагонистичны. Там есть достаточно большое количество точек совпадения. Опять же, насколько мне известно, Меркель удалось отстоять свою позицию в Вашингтоне. Это означает, что на встрече с Порошенко, Олландом и Путиным в Минске, скорей всего, будут сделаны определенные прорывы.
Насколько они окажутся институционально устойчивыми, это отдельный вопрос.
«СП»: — В чем приходится сомневаться?
— Главным пунктом, я так понимаю, будет федерализация. Поскольку Меркель и Олланд заявляли, что речь в их мирном плане идет о сохранении единой Украины. Думаю, Порошенко на эту федерализацию скажет «да». И дальше объявит о проведении референдума по этому вопросу. Возникнет примерно двухмесячная пауза в боевых действиях. За это время, скорее всего, будет проведен референдум, который нынешнее украинское общественное мнение, естественно, на корню завалит, и скажет «нет».
Но это будут два месяца, за которые можно что-то сделать…
Тем временем
В Кремле в понедельник тоже прокомментировали информацию об ультиматуме Владимиру Путину накануне совещания в Минске
«Никто никогда не общался и не сможет при всем желании с президентом общаться в ультимативном тоне», – приводит слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова РИА Новости.