Google+ Твиттер Фейсбук Одноклассники Вконтакте БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Военная аналитика, новости, мнения о проблемах военной безопасности России.

0

«Сдать» Крым, вернуть Донбасс

Киевские власти смогут вернуть Донбасс путем «сдачи» Крыма России. Об этом во вторник, 17 января, заявила депутат Верховной Рады Надежда Савченко в эфире телеканала «112 Украина».

«Как бы ни рвали на себе вышиванки некоторые народные депутаты, сколько бы ни кричали, что мы не сдадим… Они должны отказаться от Крыма», — заявила Савченко, ранее осужденная в РФ по делу об убийстве журналистов в Донбассе и помилованная указом президента Владимира Путина.

«Крым сейчас остается непризнанной оккупированной территорией. Крым — это очередное Приднестровье», — сказала она. Отказаться от Крыма ради Донбасса, по словам Савченко, следует, чтобы «не сделать Приднестровьем еще и Донбасс».

«Другого мирного пути я пока не вижу», — добавила депутат, отметив, что «освободить» Донбасс можно за столом переговоров.

Заметим, что и официальный Киев постепенно спускает на тормозах идею о возвращении полуострова. Так, в ноябре заместитель украинского министра по делам оккупированных территорий Георгий Тука заявил, что возврат Крыма в состав Украины в ближайшие три-пять лет невозможен.

Со своей стороны, Путин не раз подчеркивал, что вопрос о принадлежности Крыма считает закрытым. В сентябре, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума, глава российского государства четко сказал: «Возврата к прежней системе не существует вообще. Никакого».

Однако относительно Донбасса президент РФ ничего подобного не говорил. В мае 2016 года Путин заявил, что вопрос возвращения Донбасса под контроль Киева может быть решен исключительно путем выполнения минских соглашений. Причем первоочередной задачей на этом направлении является внесение изменений в конституцию Украины, отметил российских лидер.

Но геополитическая ситуация вокруг Украины меняется, и это связано с приходом к власти в США избранного президента Дональда Трампа. Раз так, стороны — прежде всего, РФ и США, — могут обсудить новые варианты украинского урегулирования.

Обращает на себя внимание следующий факт. Савченко озвучила свою формулу возвращения Донбасса под украинскую юрисдикцию после того, как в декабре 2016 года встретилась в Минске с главами ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким. Согласно официальной версии, депутат Рады обсуждала обмен пленными по формуле «всех на всех». Однако позднее Савченко заявила журналистам, что встреча была «направлена на то, чтобы усилить минский формат, сделать его более действенным в ближайшее время».

Понимать это можно в широком смысле. Например, можно предположить, что обсуждалась и возможность размена «Крым на Донбасс».

Что на деле стоит за предложением Савченко, возможен ли подобный размен?

— Идеи, что ради мира с Россией Украина должна пожертвовать Крымом, а также согласиться на замораживание конфликта в Донбассе, периодически вбрасываются в украинское политическое пространство, — отмечает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. — Так, в конце декабря 2016 года украинский олигарх Виктор Пинчук обнародовал www.wsj.com/articles/ukraine-must-make-painful-compromises-for-peace-with-russia-1483053902 подобный план на страницах The Wall Street Journal. В своей статье миллиардер призвал Киев к «болезненным компромиссам» исходя из сложившихся реалий — приходу новой американской администрации, пообещавшей реализовать другой подход к России. Кроме того, Пинчук указал, что в Европе к власти могут прийти «лидеры, которые захотят заключить сделку с Кремлем». Одним из компромиссных шагов Украины бизнесмен назвал признание местных выборов в Донбассе. За такие идеи Пинчук подвергся в «незалежной» жесткой обструкции.

Ранее львовский журналист Остап Дроздов заявил, что Донбасс не является для жителей Западной Украины «сакральной землей», ради которой стоило бы воевать и вообще рисковать жизнью.

Но все это — мнение украинского меньшинства. Большинство же настроено к Донбассу непримиримо, намерено взять реванш и поставить жителей региона «на место». Их точку зрения выразил министр культуры Украины Евгений Нищук, который сказал, что население юго-востока не может воспринимать украинскую культуру из-за своей недостаточной генетической чистоты. Еще дальше пошел украинский журналист Богдан Буткевич. «Население Донецкой области — примерно четыре миллиона человек, из них 1,5 миллиона лишних. Нам не надо понимать Донбасс. Нам надо понимать украинский национальный интерес. У меня нет рецепта, как решить проблему Донбасса, но наиглавнейшее, что надо сделать, — часть людей нужно просто убить», — сказал Буткевич.

Тот же Георгий Тука полагает, что Украина сможет вернуть контроль над Донбассом к середине 2018 года. Это заявление, конечно, не является декларацией реальных планов Киева. Но оно является сигналом, что Киев от Донбасса не отказывается, и стремиться к его тотальной украинизации.

«СП»: — Реинтеграция Донбасса и сейчас возможна?

— Реинтеграция допускалась высшим российским руководством только с соблюдением ряда условий. Главным из них было изменение структуры украинского государства — преобразование его в федерацию или даже конфедерацию. Часть этих условиях прописаны в минских соглашениях, включая внесение изменений в конституцию Украины и амнистию участникам боевых действий в Донбассе.

На нынешнем этапе, я считаю, реинтеграция Донбасса невозможна, поскольку ни одно из условий минских соглашений Киевом не исполняется. Даже «слепоглухонемые» наблюдатели из ОБСЕ фиксируют обстрелы со стороны ВСУ, которые приводят к жертвам среди мирного населения.

Это говорит об одном: сценарий политического размена, который предлагает Савченко, неосуществим. Сегодня жители Донбасса крайне негативно относятся и к украинскому государству, и к украинской власти. Они категорически отказываются реинтегрироваться в Украину на любых условиях. На деле, мечта жителей Донбасса — это реинтегрироваться в Россию.

«СП»: — Почему же Савченко предлагает размен, связано ли это с ее встречей с Захарченко и Плотницким?

— На мой взгляд, встречу с Савченко лидеры ЛНР и ДНР используют как дипломатический клин, с помощью которого можно внести раскол в украинский политикум. Этот политикум, замечу, несмотря на склоки и драки в Раде, во многом является единым. Так вот, в качестве «клина» Надежда Савченко вполне эффективна — она вызывает чрезвычайно сильные эмоции в лагере украинских радикалов.

То, что предлагает Савченко, в реальности невозможно. Но таким образом она пытается раскачать нынешний режим в Киеве — и Москве это только на руку.

— В руководящих кругах Украины, к которым в последнее время относится и Надежда Савченко, стали осознавать, что вернуть Крым не удастся, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Видимо, изменения внешнеполитической обстановки — приход в США Трампа, его заявления по Крыму, а также заявления некоторых крупных политиков в Европе, — создают атмосферу, в которой надежды Киева на внешнюю помощь в крымском вопросе тают на глазах. По сути, слова Савченко можно считать сигналом усиления реалистичности украинского истеблишмента.

Вместе с тем, Киев не до конца осознал слабость собственной позиции, и пытается предлагать размены, которые выглядят достаточно наивно. С какой стати, спрашивается, мы должны обменивать наш Крым на Донбасс? Крым — это часть Российской Федерации, и мнение Украины по поводу его принадлежности нас не очень волнует, как и мнения других государств. Мы и без их признания Крыма частью России можем прожить не один десяток лет. Поэтому менять виртуальное признание на реальный актив, которым является Донбасс, конечно, никто не будет.

Россия, скорее всего, будет и дальше продавливать реализацию минских соглашений. И Украине в конце концов придется пойти либо на реализацию этих соглашений в полном объеме, либо на разрыв соглашений, конфронтацию с РФ и военную авантюру, которая в конечном счете приведет к падению киевского режима. Есть и третий вариант — на Украине наступит внутренняя дестабилизация и распад, на что надеялись многие в Кремле. Однако практика последних лет показала, что этот сценарий не реализуется, и вряд ли будет реализован в ближайшее время.

Свободная Пресса

Redactor • 19 января, 2017


Предыдущая запись

Следующая запись

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Одноклассниках Опубликовать в Livejournal Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Google+

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована *