ВСУ вгрызаются в «нейтралку» Донбасса
«Командование ВСУ сегодня в 18.45 после артиллерийской подготовки с применением 122-миллиметровых снарядов предприняло попытку захвата населенного пункта Спартак и наших позиций тремя группами численностью по десять человек при поддержке минометов и огня из двух танков», — рассказал журналистам представитель Министерства обороны Донецкой народной республики.
По его словам, подразделения ДНР были вынуждены открыть ответный огонь из стрелкового оружия. По разным данным, украинские силовики потеряли двоих человек убитыми, троих ранеными.
Ранее заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин рассказал, что ВСУ усиливают позиции у линии соприкосновения в Донбассе артиллерией и бронетехникой. Кроме того, он сообщил о том, что в ночь на 9 января силовики предприняли попытку прорыва на дебальцевском направлении.
В тот же день украинский волонтер Юрий Мысягин на своей странице в Facebook написал о том, что киевские силовики в районе Дебальцево заняли более выгодные позиции.
«На Светлодарской дуге у нас чуток новых позиций появилось. Наши очень постарались, и самое главное все сделали тихо. Позиции наши, и крепко наши. Уже и опорники на них стоят», — написал он. Мысягин также отметил, что ополченцы обо всем догадались и активизировались, «но было уже поздно». «Нам сейчас надо туда организовать 4500 метров электрического кабеля, чтоб у хлопцев в блиндажах было электричество и свет».
Стоит отметить, что тактика т.н. «ползучего наступления» уже не в первый раз применяется ВСУ, чего представители украинской стороны и не скрывают. Так, военный эксперт Юрий Колесников заявил об этом в эфире телеканала 112, добавив, что сегодня это «самая грамотная политика», которая продлится несколько лет.
«Украина, украинское войско сейчас проводит такую политику ползучего наступления, выдавливания противника. Это можно назвать ползучим наступлением, но это самая грамотная сейчас ситуация…
После того, как мы освободим территории, еще несколько лет нам нужно будет зачищать эти территории от диверсионных групп», — заявил Колесников.
Напомним, в конце декабря в ходе боев на Светлодарской дуге украинский добровольческий батальон «Донбасс» заявил о взятии под контроль поселка Новолуганское, расположенного в «серой зоне» в районе Дебальцево. В пресс-службе Народной милиции ЛНР уточнили, что украинские силовики разместили свои позиции в нейтральной зоне.
«Военнослужащие 54-й бригады, преступно занявшие населенный пункт Новолуганское, осуществляют инженерное оборудование позиций для размещения тяжелого вооружения», — сообщил тогда начальник управления Народной милиции ЛНР Олег Анащенко.
В свою очередь министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что украинские силовики заняли новые позиции на Светлодарской дуге, не нарушая Минских соглашений.
О том, что с помощью подобной тактики украинским силовикам удастся захватить всю бывшую Луганскую область написал во вторник у себя на странице в Facebook командир «Грузинского легиона» ВСУ Мамука Мамулашвили:
«В 2016 году в феврале в следствии спец операции названной символически «Сохуми» Грузинский Легион без потерь передвинул линию разграничения окупированной Россией Луганской области на 2 километра вперед и занял высоту 164, при етом занятая територия больше чем под Логвиново! Так что не все так плохо! Двигаемся вперед и в 2017 м вернем Луганскую область (авторская орфография сохранена — ред.).
— Мы каждый день слышим о том, что украинская сторона нарушает минские договоренности, — напоминает проживающий в Донецке историк и политический аналитик Роман Манекин.
Вот и новые подтверждения нарушений приходят от украинских военных и волонтеров. Думаю, что эту информацию нужно передать в мониторинговую миссию ОБСЕ, в дополнение к фактам, которые регулярно озвучивает Эдуард Басурин. Что касается метров нейтральной территории. Я думаю, что оперативную обстановку на каждом участке вооруженного противостояния лучше знают полевые командиры.
Но если говорить в принципе, то вот уже три года линия фронта, подобно змее индийского факира вибрирует под звуки американского банджо. При этом сама черта противостояния остается достаточно прозрачной: человеческие потоки интенсивно передвигаются в обоих направлениях, как через блок-посты, так и мимо них — через посадки (так в Донбассе называют рукотворные рощицы) и балки (овраги). Так было и в Гражданскую войну 1918 года, так было и в Великую Отечественную. Донбасс — регион-мегаполис с самой высокой на Украине плотностью населения.
Могу только предположить, что ВСУ занимают «серую зону» с тем, чтобы удобнее было обстреливать мирные города и поселки, в которые они войти не в силах. Все эти перемещения имеют единственную цель: убийство мирных граждан. В этом смысле, указанные метры, безусловно, важны, на мой взгляд.
«СП»: — То есть речь идет все же о специальной тактике? Это не «побочные эффекты» вылазок ВСУ?
— Армия — живой организм. Если армия не действует, в ней начинаются процессы гниения. Кроме того, украинская армия живет на средства, получаемые извне. Чтобы финансовый поток не иссяк, периодически нужно демонстрировать эффективность «вложений». В этом смысле, регулярные обстрелы территории ДНР в нарушение минских договоренностей, разумеется, являются проявлением политической стратегии Киева.
Что касается их влияния на оперативную обстановку в зоне противостояния, то города и поселки ДНР, как жили, так и живут, люди, предприятия и учреждения, как работали, так и работают. Хотя живут люди тяжело. Живут под гнетом экономической блокады, систематических обстрелов и в условиях несовершенства государственной системы ЛДНР. Но на Украину никто не стремится. И даже наоборот: с каждым новым выстрелом, каждым новым осколком, прилетающим на территорию народных республик, общее чувство отторжения Украины объективно нарастает.
«СП»: — Почему ополченцы спокойно наблюдают за этим? Что можно сделать, чтобы предотвратить «ползучее» продвижение украинских войск?
— Ополченцы не наблюдают спокойно за передвижением украинских войск. Например, одновременно с событиями на Светлодарской дуге, боевики ВСУ пытались в очередной раз атаковать Спартак, где получили достойный отпор. Что можно сделать, чтобы предотвратить «ползучее» продвижение украинских войск? Отогнать их за границы бывших Донецкой и Луганской областей, как это предусмотрено Конституциями ЛДНР. Армия — инструмент реализации политической воли. И если в зоне конфликта остается хотя бы один человек с ружьем, то рано или поздно это ружье выстрелит. Что мы и наблюдаем с периодичностью несколько раз в день в Донбассе.
«СП»: — А есть ли смысл в сегодняшней попытке захвата Спартака? Украинцы реально поверили, что смогут захватить его?
— Никакого стратегического смысла, как и значимого политического, в этих мелких движениях нет совсем. Есть «традиционный» украинский PR. Для внутреннего потребления и внешнего. PR-на-крови.
— Захват «серых зон» — давнишняя практика ВСУ, — отмечает политолог Эдуард Попов.
— Эту практику следует рассматривать двояко: с военной точки зрения и с пропагандистской. Что касается второго: в отсутствии крупных побед режим Порошенко нуждается в хоть каких-нибудь зримых или не очень зримых успехах. Поэтому публикации подобного рода выполняют пропагандистскую функцию: демонстрируют украинским патриотам медленное, но неуклонное продвижение украинской армии вперед. Это практика любой армии и любого политического режима, терпящего поражение. В украинском обществе в целом настроения далеко не радужные и поэтому они нуждаются в периодической подпитке хорошими новостями с полей боев.
«СП»: — Насколько важны эти нейтральные территории для обеих сторон? Как они могут быть использованы в дальнейшем?
— Украинские войска применяют эту практику с первых месяцев после подписания «Минска-2». На мой взгляд, эта тактика украинцев представляет опасность для республик Донбасса. Лучше бы адресовать этот вопрос представителям военного командования ДНР и ЛНР. Полагаю, следует рассматривать каждый конкретный случай.
К примеру, общаясь осенью прошлого года с военными руководителями среднего звена ЛНР, я узнал, что их позиции расположены таким образом, что любое продвижение противника за пределы демилитаризованной зоны сделает их положение практически безысходным. По этой причине украинцам не позволят захватить удобный плацдарм. Вероятнее всего, и в нашем случае украинцы рапортуют о захвате «ничейной» земли, территории, не имеющей важного стратегического значения.
«СП»: — Подобные «ползучие наступления» являются прямым нарушением минских договоренностей. Есть ли смысл обращать внимание международных структур?
— Безусловно, это прямое и грубое нарушение, и это достаточно значимый повод для обращения в миротворческую миссию ОБСЕ и даже в ООН. Миротворцы из этой организации постоянно «не замечают» нарушений украинцами условий Минских соглашений. Публикации в украинских СМИ с хвастливыми признаниями о «ползучем» наступлении — хорошая иллюстрация лживости украинской политики. Можно и нужно указывать мировому сообществу и соответствующим международным структурам на украинскую практику обхода Минских соглашений.
«СП»: — Грузинский доброволец ВСУ тут обещает путем «ползучего наступления» захватить всю ЛНР…
— Если мы вспомним историю боев в Донбассе, то увидим, что любое «ползучее» наступление ВСУ завершается ответным рывком армий народных республик. Единственное, хотя принципиальное исключение — уход из Славянска и всего Северного Донбасса в середине июля 2014 года. Уверен, что и наблюдаемый в эти дни «ползучий» эффект закончится очередным Дебальцево. Никакого иного способа кроме военного остановить Украину не имеется.
«СП»: — Как вы оцениваете попытку взятия Спартака? Могут ли ВСУ пойти на крупномасштабную операцию, чтобы привлечь внимание новой администрации Трампа?
— Мне представляется, что в канун инаугурации нового президента и в начальный период его президентского правления возрастает опасность масштабной провокации со стороны Украины с целью обвинить, а лучше втянуть Россию в донбасский конфликт. На самого Трампа эти потуги вряд ли произведут впечатление, а вот на американских военных — вполне возможно. Но масштабы и характер боев под Спартаком недостаточны для осуществления подобной задачи. Нужно что-то более масштабное и кровавое. Но я скептически оцениваю возможности Украины привлечь к себе внимание Трампа подобным образом. Трамп прекрасно осведомлен о той грязи, которую лили на него украинские «элиты» и о совместных коррупционных схемах украинских верхов с высшими представителями администрации демократов. То, что делают или попытаются делать украинцы сродни попытке поджечь склад, из которого все украдено. Это наивные попытки и Трамп адекватно их оценивает.