![](https://flanker.org/wp-content/uploads/2016/11/1478288001_110.jpg)
Америка в поисках утраченного величия
По его мнению, властям США нужно активнее вмешиваться в решение мировых конфликтов, кто бы ни стал новым президентом страны. Кроме того, экс-генсек НАТО раскритиковал американского лидера Барака Обаму за нерешительность.
«Я думаю, президент Обама слишком неохотно использовал военную силу и угрозу ее применения, чтобы предотвратить возникшие конфликты. Нам нужна Америка в качестве мирового жандарма. Нам нужно решительное глобальное лидерство Америки», — заявил он, добавив, что что Соединенные Штаты как мировой полицейский должны «восстановить международное право и порядок».
У США, по словам экс- генсека НАТО, нет иного пути кроме возвращения на путь вмешательства в дела других стран. «Сверхдержавы не выходят на пенсию», — отметил он. Он также подчеркнул, что главными задачами, которые должно решить руководство Соединенных Штатов, являются ситуации в Сирии, Ираке, Ливии и в Донбассе.
Мир, по мнению Расмуссена, находится в огне. «Сирию раздирают войны и конфликты. Ирак на грани краха. Ливия — недееспособное государство в Северной Африке», — заявил он. Расмуссен также обвинил Россию в агрессии против Украины и дестабилизации Восточной Европы, Китай — в игре мускулами, а Северную Корею — в ядерных угрозах.
«Все это требует международного полицейского для восстановления международного права и порядка», — отметил Расмуссен.
Кроме того, экс-генсек НАТО выразил глубокую озабоченность тем, что новым президентом США может стать Дональд Трамп. По его словам, такой сценарий может быть «крайне опасным для мира».
«Нам неизвестно, какую политику станет проводить администрация Трампа, но если принять за чистую монету его заявления, то, по моему мнению, это опасность для всего мира», — отметил он.
Напомним, еще в сентябре Расмуссен говорил о том, что США должны выполнять функции «мирового полицейского». «Из своего опыта на посту премьер-министра Дании и генерального секретаря НАТО я знаю, насколько важно американское лидерство. Нам крайне нужен президент США, который способен и желает вести за собой свободный мир и противостоять таким самовластительным руководителям, как президент Путин. Мир нуждается в таком полицейском, если свобода и процветание превалируют над силами угнетения, и единственным способным, надежным и желанным кандидатом на эту должность являются США», — написал он в статье для The Wall Street Journal. По его словам, во время своего визита в Москву в декабре 2009 года он почувствовал, что Путин бросает вызов мировому порядку, «который США так успешно создали после Второй мировой войны»
Россия, как отметил тогда Расмуссен, «одержима восстановлением утерянной советской империи. Китай по-прежнему в первую очередь региональный игрок. Европа слаба, разделена, и у нее нет лидера. Старые силы, Великобритания и Франция, просто слишком ослабли и иссякли для того, чтобы играть глобальную роль, которая когда-то им была присуща». «Только Америка единственная из всех мировых держав может играть все эти роли („мирового полицейского“), Америка единственная имеет кредит доверия, чтобы вырабатывать устойчивые решения этих проблем», — отметил в своей статье Расмуссен.
Андерс Фог Расмуссен возглавлял НАТО с 2009 по 2014 год, с 2001 года по 2009 год возглавлял правительство Дании. В мае 2016- го президент Украины Петр Порошенко назначил его своим внештатным советником.
Политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров считает, что слова Расмуссена — это настроения транснациональных элит, которые получали и пока продолжают получать дивиденды от эксплуатации практически всего человечества.
— Это их грёзы об однополярном мире во главе с США, который окончательно прекратил свое существование с подключением России к наведению порядка в Сирии. Вообще-то «Вернем Америке былое величие!» — лозунг избирательной кампании Трампа. Клинтон тоже говорит о потери Америкой прежнего могущества. Просто ей приходится делать это аккуратнее. Потому что выходит так, что именно Демократическая партия и она лично в бытность госсекретарем приложили руки, к тому, что США потеряли инициативу на международной арене.
«СП»: — Расмуссен прямым текстом говорит, что выступает против Трампа. Многие украинские чиновники ранее также говорили о том, что Киеву следует рассчитывать только на победу Клинтон. Расмуссен озвучивает эти чаяния Киева как советник Порошенко? Или все же говорит от своего имени как бывший генсек НАТО?
— Он говорит как представитель той части западного истеблишмента, которая озабочена утратой Америкой лидерства. Просто как бывший генсек НАТО он знает больше других о военном потенциале, реальных возможностях натовских подразделений. И сомневается в том, что несистемный Трамп будет всерьез заниматься вооружением, армией, НАТО. Ведь былое величие Трамп предлагает вернуть Америке все же, скорее, внутри, чем вовне.
«СП»: — Расмуссен считает, что независимо от того, кто станет президентом Соединенных Штатов, у нового лидера не будет другого выбора, кроме как чаще вмешиваться в международные конфликты. Так ли это? Действительно ли Обама «недостаточно» применял военную силу?
— Действительно, у нового лидера будет маленькое поле для маневра, потому что, как и Обама, он будет вынужден действовать в интересах транснационального бизнеса. Это миссия американского президента — решать проблемы транснациональных компаний по всему миру. Просто Трамп это будет делать иначе, чем Клинтон. Но совсем отказаться от своей миссии не сможет и он.
«СП»: — Расмуссен заявил о том, что США должны стать «мировым жандармом». Это при том, что весь мир, включая страны-члены НАТО, выступают за многополярный мир и отказываются от доминирования какого-либо одного государства в мире. Как это сочетается? Кого имеет в виду Расмуссен под «мы», говоря о том, что «Мы нуждаемся в мировом жандарме»? Нуждаются ли в нем другие страны Запада?
— В «мировом жандарме» нуждаются именно транснациональные корпорации, которые с помощью НАТО решают свои проблемы по всему земному шару. По сути, НАТО — это армия транснациональных монополий.
— Расмуссен сделал очередной реверанс в сторону США, подчеркнув непреходящую значимость этой страны для судеб мира, — считает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Его заявление — это своего рода трамповское «Make America great again», но, очевидно, обращённое в поддержку Хиллари Клинтон. Американцам нравится слышать о своём величии, как, пожалуй, и русским. Другой вопрос, что внешние интервенции вряд ли скажутся положительно на благосостоянии американских граждан, средний класс которых продолжает сокращаться.
«СП»: — Советник Порошенко также обвинил Россию в агрессии против Украины и дестабилизации Восточной Европы. Это дежурная мантра советника Порошенко? В качестве кого вообще выступает Расмуссен? В качестве украинского чиновника, экс-генсека НАТО или кого еще?
— Обвинения России в аннексии Крыма, агрессии против Украины и попытках дестабилизации Восточной Европы — это общее место в европейском и американском истеблишменте, не говоря уже про собственно украинский. Здесь заявления Расмуссена вполне соответствуют общему антироссийскому тренду, одинаковому что у бывших и нынешних руководителей НАТО, что у чиновников Украины. Фигурально выражаясь, для последних актуален тезис «Запад нам поможет», а для чиновников НАТО — «США нам помогут». Учитывая очевидный скептицизм в отношении НАТО со стороны возможного следующего президента США Дональда Трампа, Расмуссен, говоря о роли Америки в мире, по факту говорит о необходимости сохранения НАТО как ориентированного на продвижение внешнеполитических интересов США военного альянса.
«СП»: — Расмуссен обвиняет Обаму в нерешительности и недостаточном применении военной силы. Разве Обама недостаточно ее применяет?
— Барака Обаму, особенно в последний год его президентства, принято называть слабым и нерешительным лидером. Однако нужно понимать, здесь больше политической бравады, чем правды. В действительности Обама, пришедший в Белый дом как «президент мира» и фактически авансом получивший соответствующую Нобелевскую премию, во внешней политике, в том числе в интервенциях, мало чем принципиально отличался от своего ястреба-предшественника Джорджа Буша-младшего.
«СП»: — Расмуссен говорит: «Мы нуждаемся в США как мировом жандарме, нам необходимо решительное глобальное лидерство США». Кому нам? Кому в мире действительно нужен «мировой жандарм»?
— Согласно социологии, в разных странах света растёт число людей, которые убеждены, что в мире сейчас гораздо больше угроз и меньше спокойствия, чем было, скажем, даже во времена Холодной войны. Есть запрос на стабильность и защиту, пусть даже связанную с правлением «жёсткой рукой». Вместе с тем к США отношение, особенно в странах вне «золотого миллиарда», всё более отрицательное — именно из-за того, что «мировой жандарм» приносит в стране интереса не порядок, а хаос.
Любопытная, например, история: США и НАТО из года в год изображают ядерный Иран как угрозу региональной и даже общемировой безопасности, а, согласно соцопросам, в соседних с Ираном странах в качестве мировой и региональной угрозы номер один лидируют с огромным перевесом США. Мир хочет стабильности, но не той «стабильности», которую несут гуманитарные и прочие интервенции Вашингтона.
«СП»: — Может ли Америка выполнять эту роль? Не грозит ли ей известное «имперское перенапряжение»?
— Пока люди доверяют доллару, вкладывают деньги в американскую экономику и, банально, смотрят голливудские фильмы, разговоры о закате США считаю сильно преувеличенными. На самом деле Штаты, будучи ограждёнными двумя океанами от турбулентной Евразии и Северной Африки, по большому счёту, могут себе позволить проводить сколь угодно провальные интервенции без существенных угроз собственной безопасности. Иными словами, США могут разрушить Ливию, но никакая Ливия не может разрушить США. Достаточно комфортно играть в геополитический футбол в одни ворота, однако такое положение в какой-то момент расхолаживает.
Если тренд американской политики сменится с экспансионистского на более изоляционистский, то это, на мой взгляд, случится, прежде всего, исходя из внутренних процессов в США, а не из-за внешнего недовольства. Дональд Трамп, в известной мере, как раз олицетворяет этот изоляционистский, америкоцентричный тренд. «Зачем нам внешние интервенции, когда у американского среднего класса падают доходы, а производства перекочёвывают в Китай или соседнюю Мексику?», — чем больше политиков и избирателей будут задавать себе этот вопрос, тем скорее повернётся тренд. Другой вопрос, что лоббистские структуры ВПК, в значительной степени ответственные за внешние интервенции США, так просто не сдадутся.